Технология и методика вязания крючком

Название работы: Технология и методика вязания крючком

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

54 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИЯ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ 5

1.1. История вязания крючком и его виды 5

1.2. Материал и оборудование для вязания крючком 8

1.3. Приемы вязания крючком и образцы вязок 9

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВИДУ ТРУДА - ВЯЗАНИЮ КРЮЧКОМ 29

2.1. Содержание знаний, умений и навыков школьников по курсу «Художественное вязание крючком» в программах по технологии 29

2.2. Методика проведения кружковых занятий по вязанию крючком 44

Выводы по второй главе

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 48

3.1. Констатирующий эксперимент 48

3.2. Формирующий эксперимент 49

3.3. Контрольный эксперимент 51

Выводы по третьей главе

Заключение 52

Литература 54

Приложение

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

Цель настоящей работы – изучение технологии и методики обучения вязанию крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить технологию вязания крючком;

2) Изучить методику вязания крючком;

3) Реализовать на практике изученный материал на примере вязания салфеток.

Объект исследования – вязание крючком.

Предмет исследования – технология вязания крючком и методика обучения.

Гипотеза: Мы предполагаем, что для эффективного обучения школьников вязанию крючком, преподаватель труда должен знать как технологию вязания, так и методику его преподавания.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы;

- метод проектов;

- разработка конспектов и практическое проведение уроков.

Содержание знаний, умений и навыков по курсу «Художественное вязание крючком» изложено в программе Стебуновой Светланы Фёдоровны педагога дополнительного образования Центра дополнительного образования детей «Созвездие» г. Воронежа.

Эта программа рассчитана на срок обучения 1 год для учащихся 9-13 лет.

Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

- познакомить с историей и развитием художественного вязания;

- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

- научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2. Воспитательные:

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

- привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

- развить образное мышление;

- развить внимание;

- развить моторные навыки;

- развить творческие способности;

- развить фантазию;

- выработать эстетический и художественный вкус.

Программа «Художественное вязание крючком» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». В последней уделено мало времени изучению данного вида декоративно-прикладного искусства. Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.

2. Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.

3. Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.

4. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. – Минск, 1999.

5. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

6. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 1997. №7.

7. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – Москва – Ростов-на-Дону: «Учитель», 1999.

8. Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.

9. Гребёнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. - Рязань, 2000.

10. Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.

11. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.

12. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - Москва- Воронеж, 1995.

13. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.

14. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

15. Ильина Г.С. Вязание. Альбом. – М., 1983.

16. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.

17. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

18. Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.

19. Краузе А. Вязание крючком. - Ташкент, 1984.

20. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000.

21. Максимова М.В. Азбука вязания. - М., 1990.

22. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.

23. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.

24. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.

25. Полная энциклопедия женских рукоделий. - М., 1999.

26. Программа образовательной области «Технология». - М.,1994.

27. Рукоделие. – Харьков, 1997.

28. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2000.

29. Стебунова С. Ф. Программа «Художественное вязание крючком» - Воронеж, 2003.

30. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.

31. Творческие работы учащихся школ Аннинского района. – Анна, 1989.

32. Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.

33. Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2000.

34. Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д.- М.,1999.

35. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.

36. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.

37. Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.

Похожие работы на данную тему