Специальная правосубъектность юридических лиц

Название работы: Специальная правосубъектность юридических лиц

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

66 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений 5

1.1 Понятие юридического лица как субъекта гражданских правоотношений 5

1.2 Гражданская правосубъектность юридических лиц и ее виды 15

Глава 2 Специальная правосубъектность юридических лиц 25

2.1 Специальная правосубъектность государственных и муниципальных

унитарных предприятий 25

2.2 Специальная правосубъектность некоммерческих организаций 32

2.3 Специальная правосубъектность кредитных организаций 39

2.4 Специальная правосубъектность страховых организаций 45

2.5 Специальная правосубъектность фондовых бирж 52

Заключение 60

Список использованных источников 63

Приложения 67

Выдержка:

Введение:

Наряду с физическими лицами субъектами гражданского права являются юридические лица как особые образования, которые характеризуются набором оп-ределенных признаков, подтверждающих их правосубъектность, и создаются и прекращаются в специальном порядке.

Конструкция юридического лица напрямую связана с общими показателями развития экономики, ее успехами и потерями. Эффективное законодательство о юридических лицах – мощный инструмент развития экономики, и наоборот, несо-вершенство системы юридических лиц, санкционированное государством, порож-дает застой и многочисленные неудачи. Поэтому, в силу особой значимости данно-го института, посвященные ему научные исследования занимают огромное место в зарубежном и российском цивилистическом наследии. Детальному исследованию подверглись такие вопросы теории юридического лица, как понятие, признаки, ге-незис, сущность, право- и дееспособность юридического лица, порядок его образо-вания и отдельные виды юридических лиц.

Юридическое лицо, как субъект гражданского правоотношения, обладает пра-воспособностью и дееспособностью, которые объединены единым понятием - пра-восубъектность. Отличительной особенностью правосубъектности юридических лиц является наличие двух ее видов: общей и специальной. В соответствии с по-следней, юридическое лицо может иметь только те права и обязанности, которые установлены законом, учредительными документами, а также выданной лицензией на определенные виды деятельности.

Проблема специальной правосубъектности юридических лиц привлекает к се-бе пристальное внимание по ряду причин.

Во-первых, интенсивный переход нашей страны к рыночным методам хозяй-ствования сопровождается внедрением новых организационно-правовых форм юридических лиц (например, фондовые биржы), которые принципиально несо-вместимы с ранее существовавшими структурами. Однако они не исчезли мгно-венно, а продолжают существовать, что требует их оценки в плане соответствия действующему законодательству, требует определения нового круга их прав и обя-занностей.

Во-вторых, базовые правовые акты уже получили определенную «обкатку» практикой их применения и использования, поэтому появилась возможность ана-лиза их «болевых точек».

В-третьих, любая экономика, в том числе и рыночная, носит системный ха-рактер. Это ее объективное качество не могло проявиться в условиях, когда шел процесс форсированного перехода к принципиально иным, чем существовали ра-нее, целям и механизмам хозяйствования. Примером тому может служить беспре-цедентная, по темпам приватизация государственной собственности. Однако в по-следующем начался процесс «настройки» субъектов хозяйствования на системные начала, что, естественно, сопровождается изменением организационно-правовых форм, следовательно, их правосубъектности.

Глава 2:

Для получения лицензии, а также для дальнейшего осуществления профес-сиональной деятельности на рынке ценных бумаг юридическое лицо должно соот-ветствовать установленным требованиям и выполнять определенные условия. Ли-цензионные требования и условия различаются в зависимости от конкретного вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Вместе с тем из всего объема требований можно выделить основные, необходимые для осуществления любой профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Такими требова-ниями являются [23, С.25]:

- наличие достаточного размера собственных средств профессионального уча-стника рынка ценных бумаг;

- соответствие руководителей и специалистов профессионального участника работника ценных бумаг установленным квалификационным требованиям;

- соблюдение правил совмещения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- наличие системы внутреннего контроля профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

В соответствии со ст. 39 Закона о рынке ценных бумаг, деятельность профес-сиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицен-зий:

- на осуществление брокерской, дилерской, депозитарной, клиринговой дея-тельности, деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности по организации торговли выдается лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг;

- на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бу-маг выдается лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра;

- на осуществление деятельности по организации торговли в качестве фондо-вой биржи выдается лицензия фондовой биржи.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной, и фондовая биржа не может осуществлять дея-тельность, выходящую за рамки выданной лицензии. Грубое же нарушение зако-нодательства о лицензировании биржей может привести к приостановлению дей-ствия лицензии, либо к ее аннулированию и привлечению к ответственности.

Подводя итог, следует сказать, что принятие в 1996 году Федерального закона «О рынке ценных бумаг» имело важное значение, поскольку позволило упорядо-чить операции с ценными бумагами на фондовой бирже, хотя бы в некоторой сте-пени защитить интересы инвесторов на фондовом рынке.

Однако, Закон был не без недостатков. 28 декабря 2002 г. Президент РФ под-писал Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», устанавливающий принципиально новый подход к правовому регулированию фондового рынка России.

Введение новой организационно-правовой формы (акционерного общества) фондовой биржи позволит ей развиваться должным образом, а также усилит разви-тие биржевых технологий. В статье 13 Закона четко сформулированы права и обя-занности фондовой биржи. Нововведением является возложение обязанности на фондовую биржу по осуществлению контроля за всеми осуществляемыми сделка-ми, а также необходимости предоставления информации фондовой бирже участ-никами торгов по ее требованию для осуществления данного контроля. Это повы-сит уровень и качество биржевых торгов.

Необходимо отметить также, что в настоящее время качественный уровень нормативно-правовой базы, регламентирующей лицензирование профессиональ-ной деятельности на рынке ценных бумаг, значительно возрос по сравнению с си-туацией середины 90-х годов прошлого столетия. Однако, соответствующий нор-мативно-правовой массив до сих пор отличается бессистемностью, усложненно-стью, отсутствием целостности, стабильности. Нормативные правовые акты, уста-навливающие порядок лицензирования профессиональной деятельности и лицен-зионные требования, не объединены единой концепцией правового регулирования и не увязаны с основами единой государственной политики в области лицензиро-вания.

Поэтому, на сегодняшний день существует насущная необходимость систем-ного упорядочения норм, на основании которых осуществляется лицензирование профессиональной деятельности на фондовом рынке, определения единых прин-ципов осуществления лицензирования, согласованных с общими принципами пра-вового регулирования предпринимательской деятельности.

Заключение:

Итак, подводя итог всему вышесказанному, изучив различные мнения ученых, а, также проанализировав судебную практику, можно сказать что категория «пра-восубъектность» нуждается в дальнейшем научном обосновании.

Рассмотрев различные организационно-правовые формы юридических лиц со специальной правоспособностью, их правовое регулирование, можно сказать, что, несмотря на совершенствование и развитие в последнее время законодательной базы, необходима доработка многих специальных федеральных законов.

Развитие рыночных отношений, научно-технический прогресс привели к су-щественным изменениям в системе объектов права собственности и эффективной организации государством унитарный предприятий.

Гражданско-правовое регулирование унитарных предприятий до принятия соответствующего федерального закона было явно недостаточным. Гражданский кодекс посвятил этой разновидности коммерческих организаций всего три статьи, возложив бремя более детального регулирования на специальный закон.

Принятый ФЗ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципаль-ных унитарных предприятиях» прописал и устранил недостатки ГК РФ, который, назвав признаки унитарного предприятия, определив возможные вещные права на закрепленное за ними имущество, не сформулировал цели деятельности данных юридических лиц, не были сформулированы и достаточно ясно прописаны: права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ли-квидации предприятия.

Итак, принятый Закон о государственных и муниципальных унитарных пред-приятиях осуществил изменения и внес нововведения в правовое регулирование деятельности унитарных предприятий. Однако, думается, что в процессе право-применительной практики законодательная база деятельности унитарных пред-приятий потребует дальнейшего анализа и более детальной проработки отдельных положений и норм.

В последние годы появление в нашем гражданском законодательстве новых организационно-правовых форм юридических лиц незаслуженно отвлекло внима-ние исследователей от известной ранее правовой конструкции юридического лица – учреждения. Тем не менее, учреждение, как и прежде, довольно распространен-ный субъект гражданского оборота. Отсутствие же в ГК РФ должного внимания к конструкции учреждения привело к появлению противоречий в содержании зако-нов и подзаконных нормативных актов, которые необходимо устранять, совершен-ствуя законодательную базу.

ГК РФ не регламентирует правовой режим доходов от предпринимательской деятельности учреждения и приобретенного за счет этих доходов имущества. А фраза «поступают в самостоятельное распоряжение учреждения» привела к раз-личному ее толкованию. Представляется необходимым устранить данный пробел в законодательстве путем дачи разъяснений по данному вопросу.

Похожие работы на данную тему