Участие прокурора в гражданском процессе

Название работы: Участие прокурора в гражданском процессе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданский процесс

Страниц:

63 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Процессуальное положение прокурора в

гражданском процессе 7

1.1 Роль органов прокуратуры при

рассмотрении гражданских дел в суде. 7

1.2 Процессуальное положение прокурора

в гражданском процессе в соответствии с новым

гражданским процессуальным законодательством. 12

Глава 2. Участие прокурора в рассмотрении гражданских

дел судом первой инстанции 18

2.1 Предъявление прокурором исковых

заявлений в суд. 18

2.2 Вступление прокурора в процесс для

дачи заключения по делу. 33

Глава 3. Участие прокурора в рассмотрении гражданских

дел в суде второй инстанции и в порядке надзора 47

3.1 Участие прокурора в суде второй инстанции. 47

3.2 Участие прокурора в суде надзорной инстанции. 54

Заключение 58

Список использованных источников 63

Выдержка:

Введение:

В судах РФ ежегодно рассматриваются свыше двух миллионов гражданских дел. Около 90% заявленных исков удовлетворяются судами. Это свидетельствует о возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов.

Между тем, органы прокуратуры также принимают активную роль в защите прав и законных интересов граждан. При этом прокуратура не подменяет другие государственные органы, общественные объединения и самих граждан.

Так, в 2004 г. по данным прокуратуры Ульяновской области в интересах граждан прокурорами было предъявлено в суды 9121 иск (заявлений), рассмотрено судами 8752 иска (заявлений), что на 383,8 % больше, чем в 2003 г. Из общего количества рассмотренных заявлений судами удовлетворено 8198 (в 2003 г. – 1793 иска (заявлений), или удовлетворяемость их составила 89,8 % (в 2003 г. – 93,1 %).

В общей сложности по искам прокуроров за 2004 г. судами взыскано 52 722 тыс. руб. (2003 г. – 8201 тыс. руб.).

Кроме того, органами прокуратуры принимается активное участие не только при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции, но и вносятся кассационные представления, удовлетворяемость которых весьма велика. Так в 2004 г. данный показатель составил 82% против 75% в 2003 г.

Таким образом, анализ статистических данных о числе предъявленных прокурором исков, количество которых увеличивается из года в год, свидетельствует, что сфера предъявления прокурорами гражданских исков в защиту граждан постоянно расширяется и неизбежно становиться доминирующей формой реагирования на нарушения законов. Кроме того, прокурор не просто наблюдатель в гражданском процессе, но, реализуя предоставленные ему полномочия, путём принесения кассационных представлений и представлений в порядке надзора, способствует правильному разрешению гражданского дела, что позволяет избежать судебной ошибки.

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в гражданском судопроизводстве является одним из направлений работы прокуратуры страны и рассматривается как важная составная часть прокурорского надзора.

Основанием участия прокурора в гражданском процессе является осуществление им законоохранительной функции, а не надзор за деятельностью судов по осуществлению правосудия. Причём прокурорский надзор заключается не в непосредственном устранении субъектами гражданского процессуального права нарушений закона, а только в постановке самого вопроса перед соответствующими органами, уполномоченными устранить это нарушение по его представлению.

В связи с принятием Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное положение прокурора в гражданском процессе существенно изменилось, изменился и перечень дел, по которым признаётся обязательным участие прокурора.

Подобные новшества обуславливают и повышенный интерес к проблеме участия прокурора при рассмотрении гражданских дел в суде. До принятия нового ГПК РФ существовали самые различные точки зрения относительно роли и полномочий прокурора в гражданском процессе: от полного исключения прокурора из процесса до ещё большего усиления его положения. Однако никто не предполагал, что в принятом ГПК будут содержаться такие положения, которые с одной стороны и ограничивают прокурора, а с другой стороны – объём работы прокурора увеличится за счёт расширения перечня дел, по которым участие прокурора обязательно.

Глава 3:

Пересмотр дела в порядке надзора имеет своей целью не допустить оставление без реагирования незаконных решений. Надзорные производства необходимо рассматривать как единый комплекс гражданской процессуальной деятельности по рассмотрению жалоб в порядке надзора, проверки основания для внесения представления на судебные акты, подготовки надзорного представления или мотивированного заключения (в случае отказа в принесении), а также по разбирательству дела надзорной судебной инстанцией.

Началом надзорного производства как стадии гражданского процесса, следует считать момент внесения представления, например, прокурором области, края или председателем соответствующего суда. Все другие действия, совершаемые правомочными должностными лицами от момента обращения к ним заинтересованных лиц или поступления иных сведений до решения вопроса о принесении представления, относятся к досудебному надзорному производству[16,C.759].

Производство в суде надзорной инстанции регулируется главой 41 ГПК РФ. Согласно статье 376 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным постановлением. Если же при рассмотрении гражданского дела участвовал прокурор, то может быть внесено представление в порядке надзора соответствующими должностными лицами органов прокуратуры.

В ГПК РСФСР не содержалось каких-либо ограничительных сроков в течение которых решение, определение, постановление суда могли быть опротестованы в порядке надзора. В соответствии же с ч. 2 ст. 376 ГПК РФ судебное постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Начало течения срока на подачу надзорного представления для решений судов первой инстанции определяется по правилам ст. 209 и 237 ГПК РФ, а для постановлений апелляционной, кассационной и надзорной инстанций – со дня их вынесения (ст.ст. 329, 335, 367, 375, 391 ГПК РФ). Срок подачи надзорного представления на судебные постановления, вступившие в законную силу до 1 февраля 2003 г. необходимо исчислять с этой даты.

С 1 февраля 2003 г. в соответствии с ч. 3 ст. 376 ГПК РФ право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 Кодекса, а именно:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд надзорной инстанции;

2) Прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Заключение:

Деятельность прокуратуры Российской Федерации в настоящее время представлена многочисленными важными направлениями. Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизированную систему органов, не отнесена ни к одной из ветвей власти, что позволяет ей быть во всех отношениях сохранить статус независимого органа, а в конечном итоге своевременно выявлять и пресекать правонарушения, содействовать укреплению законности, защите прав и охраняемых законом интересов общества и государства.

Одним из направлений деятельности прокуратуры остаётся участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции. Принятый ГПК РФ существенно изменил положение прокурора в гражданском процессе. И на данном этапе ещё нельзя с уверенностью сказать о том, оправданы ли подобные изменения, и как это в конечном итоге отразиться на законности, обоснованности и справедливости судебных постановлений по гражданским делам.

ГПК РФ не содержит чёткого ответа на то, что следует понимать под уважительными причинами, в силу которых гражданин самостоятельно не может обратиться в суд, и поэтому прокурор вправе обратиться в защиту его прав и интересов. Подобные «расплывчатые» формулировки создают трудности не только для прокурорских работников, но и для судей, решающих вопрос о приёме заявлений прокурора. Судебная практика в данном аспекте ещё не выработана.

Вместе с тем, нельзя не отметить и положительные моменты. Так, ГПК РФ не содержит нормы о возможности обращения прокурора в защиту общественных и государственных интересов. Данная формулировка была уместна при социалистическом государстве, тогда как содержащаяся отныне в ст. 45 ГПК РФ норма о том, что прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответствует настоящей реальности.

Похожие работы на данную тему