Участие прокурора в гражданском процессе

Название работы: Участие прокурора в гражданском процессе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Гражданский процесс

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

I. Место прокурора в гражданском процессе 5

1. Формы участия прокурора в гражданском процессе 5

2. Основания участия прокурора в гражданском процессе 16

3. Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе 18

II. Общая характеристика основных направлений прокурорской

деятельности в гражданском процессе 19

1. Надзор прокурора по гражданским делам в суде первой инстанции 23

2. Прокурорский надзор по гражданским делам в стадии кассационного производства 25

3. Прокурорский надзор в стадии исполнительного производства 27

4. Деятельность прокурора по гражданским делам в стадии надзора 29

5. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским делам 32

Заключение 34

Список используемой литературы 36

Выдержка:

Введение:

Сегодня прокуратура - это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно - распорядительную базу, подготовленные кадры, пусть далекие от идеальных, но материально - технические и иные условия для своей деятельности. В ходе судебно - правовой реформы прокуратуру существенно потеснили в ее традиционных сферах, и прежде всего - в сфере надзора за законностью дознания, следствия и оперативно - розыскной деятельности. Многие властные полномочия прокуратуры здесь поставлены под контроль суда. Надзор за законностью судебных постановлений заменен на участие прокурора в рассмотрении дел судами. Тотальный характер прежнего «общего» надзора, включая контроль правового поведения граждан, трансформирован в прокурорское вмешательство на основании поступившей информации о фактах нарушения закона. Произошли изменения и на некоторых других участках.

Эти перемены объективны. Они отвечают целям демократизации правовой и правоохранительных систем, создают предпосылки для того, чтобы сгладить различия между правовой системой России и правовыми системами развитых государств. Этим объясняется актуальность темы настоящей курсовой работы.

Принятый в 1992 г. российский Закон о Прокуратуре отказался от ложной концепции надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел в судах. Участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности. В новой редакции Федерального закона о Прокуратуре РФ от 17 ноября 1995 г. и от 10 февраля 1999 г. указывается лишь, что «прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов».

В связи с принятием в декабре 1993 г. новой Конституции РФ, не предусматривающей права законодательной инициативы Генерального прокурора России, функция участия в правотворческой деятельности оказалась фактически утраченной, если не полностью, то по крайней мере на общегосударственном уровне.

Изменения в связи с принятием новой Конституции РФ в Законе «О прокуратуре» продолжались. В октябре 1995 г. Государственной Думой РФ были внесены изменения и дополнения в Закон о прокуратуре РФ. В ст. 1 этого Закона впервые указано на осуществление прокуратурой надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не только органами государственной и муниципальной власти, управления, контроля, их должностными лицами, но и органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; в то же время значительно сужен перечень объектов прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

......

Глава 2:

В судах РФ ежегодно рассматриваются свыше двух миллионов гражданских дел. Около 90% заявленных исков удовлетворяются судами. Это свидетельствует о возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов .

Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость усиления прокурорского надзора в сфере гражданского судопроизводства, в обеспечении прав и охраняемых законом интересов государства, предприятий, организаций и граждан.

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в гражданском судопроизводстве является одной из существенных гарантий вынесения судами всех инстанций законных и обоснованных решений, определений и постановлений.

Генеральный прокурор и подчинённые ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских дел в судах с тем, чтобы:

- Выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях;

- Выносились по каждому делу законные и обоснованные решения, определения и постановления;

- Решения, определения и постановления суда своевременно, в соответствии с требованиями закона, обращались к исполнению.

Прокуроры способствуют осуществлению целей правосудия и выполнения задач, стоящих перед судом, при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения только закону.

В целях успешного выполнения стоящих перед прокурорами задач закон предоставляет прокурору необходимые полномочия. Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении гражданских дел в судах, прокурор в пределах своей компетенции:

1. Участвует в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке; даёт заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел; направляет в суд исковые заявления, даёт заключения по существу дела в целом по гражданским делам;

2. Опротестовывает незаконные и необоснованные решения, определения и постановления суда, постановления судей

3. Проверяет законность обращения к исполнению решений, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя;

4. Принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским делам.

Предметом надзора являются не только решения, определения и постановления суда, но и все процессуальные действия, выполняемые как до судебного рассмотрения гражданского иска, так и в ходе рассмотрения дела. Прокурор, не имея ни какого личного интереса, а исходя из общегосударственных интересов, следит за тем, чтобы соблюдались требования гражданского и гражданско-процессуального законов, как составом судей, так и участвующими в деле лицами.

С учетом сказанного и в соответствии с третьим разделом статьи Закона «О прокуратуре РФ», именуемом «Прокурорский надзор», мы можем четко определить направления (отрасли) прокурорского надзора.

В соответствии со статьей 21 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам, издаваемых ими правовых актов.

........

Заключение:

Проблема доступности и эффективности правосудия является чрезвычайно актуальной и значимой, особенно в настоящее время, когда недоверие к судам со стороны граждан приводит большую часть общества в сферу теневой криминальной юстиции, которая, как известно, судит не по закону, а «по понятиям».

Ни для кого не секрет, что основными недостатками нашей «отечественной Фемиды» являются, в первую очередь, нарушение сроков рассмотрения дел, когда их слушания без достаточно уважительных причин откладываются или переносятся без указания новой даты их рассмотрения, в результате чего люди порой доходят до отчаяния в ожидании результатов разрешения своих споров.

Кроме того, отсутствие необходимой профессиональной подготовки части судейского корпуса, в условиях постоянно меняющегося законодательства и усложнения норм материального права, отрицательно сказывается на качестве выносимых ими судебных решений.

Нельзя, конечно, не учитывать и объективные причины нарушений сроков рассмотрения дел, а именно: ежегодно увеличивающийся рост количества гражданских дел, недостаточную численность судейского корпуса и в этой связи перегруженность судей, а также неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, необходимое для нормальной работы судов.

Введение же института мировых судей, призванного разгрузить суды районного звена и взять на себя рассмотрение несложных административных дел, тормозится в виду отсутствия в бюджете предусмотренных для того материальных средств.

Нельзя не учитывать и тот факт, что для большинства граждан обращение в суд в настоящее время является непозволительной роскошью, поскольку услуги адвоката и госпошлина при подаче исковых заявлений составляет весьма значительную («кругленькую») сумму. Перечисленные факторы отрицательно влияют на доступность и эффективность правосудия. Зачастую, прокуратура является единственным органом, где граждане могут получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

Исходя из этого, участие прокуроров в гражданском судопроизводстве во многом способствует повышению доступности и эффективности правосудия. ......

Похожие работы на данную тему