Банковский надзор

Название работы: Банковский надзор

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение. 3

1. Банковская система как объект банковского надзора. 5

1.1. Центральные и коммерческие банки. 5

1.2. Статус центральных банков. 8

1.3. Системы банковского надзора зарубежных стран. 12

1.3.1 Система банковского надзора в США. 12

1.3.2 Система банковского надзора в Великобритании. 14

1.3.3 Система банковского надзора во Франции. 16

2. Банковский надзор в России. 18

2.1. Правовые основы банковского надзора в России. 18

2.2. Лицензирование банков. 23

2.3. Проверка отчетности, предоставляемой банками. 33

2.4. Инспектирование (ревизия) на местах. 36

2.5. Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов. 37

3. Проблемы и перспективы банковского надзора. 38

3.1. Требования к совершенствованию банковского надзора в России. 38

3.2. Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора.

42

3.3. Основные направления работы с проблемными банками. 46

3.4. Методы и принципы воздействия на проблемные банки. 51

3.5. Применение к кредитным организациям мер регулирования. 53

Заключение. 67

Список использованной литературы. 70

Приложения. 73

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы дипломной работы связана с тем, что проблемы развития банковского надзора в России, к счастью, и на фоне стабилизации положения в банковском секторе, привлекают к себе не меньшее внимание, чем в период кризиса. Это, я думаю, понятно, потому что политика Банка России, последовательная политика по приближению требований, предъявляемых к банкам, к лучшей международной банковской практике, оказывает во многом случае достаточно серьезное влияние на конкретные операции банков. Вместе с тем, общеэкономическим аспектам развития банковского надзора или уделяется недостаточно внимания, или его роль рассматривается достаточно узко.

Банки играют жизненно важную роль в экономике, и поддержание стабильности банковской системы является постоянной озабоченностью широкой общественности. Поэтому важными становятся индивидуальные роли, выполняемые органами банковского надзора и внешними аудиторами. Возрастающая сложность банковского дела требует большего взаимопонимания и, при необходимости, больших контактов между надзорными органами и внешними аудитами.

Банковский надзор основан на системе лицензирования, что позволяет надзорным органам определять поднадзорных лиц и контролировать их приход в банковский сектор. Чтобы претендовать на получение лицензии и ее сохранение, юридические лица должны выполнять определенные пруденциальные требования. Эти требования могут различаться по странам своими точными спецификациями; некоторые носят точное определение в нормативах, другие - более широкое определение, тем самым позволяя надзорным властям прибегать к его толкованию по своему усмотрению [8].

Целью дипломного исследования является определение причин возникновения проблем у банков, находящихся в кризисной или предкризисной ситуации, а также анализ методов и способов воздействия надзорных органов на эти банки.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и структуру банковской системы, охарактеризовать деятельность центрального и коммерческих банков с точки зрения банковского надзора; рассмотреть систему банковского надзора, применяемую в зарубежных странах.

2. Рассмотреть и охарактеризовать систему банковского надзора, построенную в России: прежде всего охарактеризовать нормативно-правовую базу банковского надзора, систему лицензирования банков, рассмотреть как происходит проверка отчетности, предоставляемой банками, а также рассмотреть систему лицензирования (ревизии) на местах и порядок, который применяется для контроля соблюдения банками требований надзорных органов.

Глава 3:

Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для её назначения, влечёт за собой восстановление полномочий исполнительного органа КО. Полномочия руководителей КО, отстранённых на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются.

Деятельность временной администрации прекращается по истечении срока её действия. Досрочно деятельность может быть прекращена в случае устранения причин, послуживших основанием для её назначения, при передаче дел арбитражному управляющему, в случае отсутствия надлежащих условий для работы временной администрации.

Решение о прекращении деятельности временной администрации принимается по ходатайству территориального учреждения ЦБ РФ и (или) структурного подразделения ЦБ РФ, а также по поручению Совета директоров или Председателя ЦБ РФ либо непосредственно по инициативе Комитета и оформляется приказом ЦБ РФ, который доводится до территориальных учреждений ЦБ РФ и КО и публикуется в «Вестнике Банка России» в течение 15 дней [5].

Банк России имеет право требовать реорганизации кредитной организации, если она:

• не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не перечисляет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах;

• допускает снижение капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;

• нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20%.

Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения. Реорганизация банков в форме слияния и присоединения регулируется Положением ЦБ РФ «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения». Банк, к которому произошло присоединение, либо банк, возникший в результате слияния, должен быть способен выполнять обязательные резервные требования и пруденциальные нормы деятельности, установленные нормативными актами ЦБ РФ, в том числе норматив достаточности капитала. Минимальный размер собственных средств банка должен быть равным не менее 1 млн. евро [16].

Банку выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять на основании банковской лицензии каждый из сливающихся банков на дату принятия решения о его реорганизации, либо Генеральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию.

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в случае получения требования Банка России о реорганизации её руководитель обязан в течение 5 дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации КО. Органы управления КО обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования ЦБ РФ о реорганизации известить ЦБ РФ о принятом решении. В случае отказа органов управления КО удовлетворить требование ЦБ РФ или отсутствия ответа в установленные сроки ЦБ РФ имеет право применить иные меры пруденциального надзора (требование о замене руководителей, назначение временной администрации) вплоть до отзыва лицензии.

Заключение:

Современное состояние банковской системы России требует принятия комплексных мер по ее укреплению, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса.

Нарастание проблем в банковском секторе определяется низким уровнем управления банками в сочетании с неблагоприятными тенденциями общеэкономического развития. По разным оценкам, только 40 – 60% общего числа банков можно считать финансово устойчивыми. Непосредственными причинами финансовых трудностей конкретных банков стали:

1. неквалифицированное управление;

2. отсутствие стратегического планирования;

3. неумение грамотно сформировать кредитный портфель и управлять рисками;

4. прямые и опосредованные формы давления на банки;

5. мошенничество со стороны их владельцев и менеджеров;

6. «исторические» причина. Так, основная часть банков, созданных на базе бывших государственных специализированных банков, унаследовала отягощенную долгами убыточных предприятий структуру баланса, которая без вмешательства государства в виде реструктурирования активов не может обеспечить нормальное их функционирование;

7. негативное влияние на финансовое положение банков оказало предоставление государством предприятиям централизованных кредитов, которые во многих случаях оказались безнадежными к возврату. Невыполнение бюджетом обязательств перед государственными предприятиями сделало их неплательщиками перед кредитными организациями;

8. известную роль в процессе ухудшения ликвидности банков играет общий дефицит ликвидности в экономике.

Ситуация в экономике и банковском секторе не позволяет рассчитывать на оздоровление отечественной банковской системы только путем отзыва лицензий и банкротства слабых банков.

При этом крайне мала или практически отсутствует вероятность участия государства (бюджета) в стабилизационных мероприятиях. Вместе с тем, очевидно, что без серьезной реорганизации банковской системы и необходимых для этого дополнительных финансовых вливаний не обойтись.

В настоящее время сфера активных операций на внутренних рынках с приемлемым уровнем доходности и риска ограничены операциями с государственными ценными бумагами и кредитованием производства, связанного с внешней торговлей и некоторыми другими отраслями с высокой оборачиваемостью капиталов. Перспективы выживания основной массы банков в таких условиях сомнительны. Даже самые жесткие регулятивные нормы не смогут обеспечить им одновременно ликвидность и доходность.

Похожие работы на данную тему