Формирование у детей представлений о труде взрослых

Название работы: Формирование у детей представлений о труде взрослых

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

51 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ 5

1.1. Проблема формирования у детей представлений о труде взрослых в исследованиях отечественных педагогов 5

1.2. Роль представлений о труде взрослых в воспитании дошкольников 9

1.3. Содержания представлений о труде взрослых в программах воспитания и образования детей дошкольного возраста 11

1.4. Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых 15

Выводы по первой главе 21

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ

2.1. Изучение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых на констатирующем этапе эксперимента 22

2.2. Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста 25

2.3. Изучение уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых на контрольном этапе эксперимента 43

Выводы по второй главе 47

Заключение 48

Литература 51

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для трудового воспитания детей. В настоящее время, когда в нашей стране процветает как вынужденная, так и добровольная безработица, которая порождает нежелание трудиться, жажду «легких денег», и, следовательно, преступность, особое значение приобретают вопросы формирования у подрастающего поколения гуманного отношения к окружающим, человеку-труженику, воспитания положительного отношения к труду.

Наблюдая за трудом взрослых, ребенок приходит к пониманию того, что труд является источником существования человека, производителем благ, условием удовлетворения его потребностей.

Если взрослые, окружающие ребенка, положительно относятся к труду, выказывают свое уважение, восхищение трудолюбием, если ребенок постоянно находится в атмосфере труда, то вскоре он начинает чувствовать его необходимость. Труд становится такой же жизненно важной потребностью как потребность в пище, еде, активности.

Все это является основой нравственного воспитания ребенка.

Кроме того, труд взрослых оказывает влияние на познавательное, умственное развитие детей. Посещая различные предприятия, знакомясь с трудом взрослых на кухне, гараже, транспорте, фабрике и т.д. Ребенок расширяет свой кругозор, обогащает знания об окружающем мире, устанавливает связи между деятельностью человека и настоящим положением вещей. Например, труд лесника способствует росту лесов, сохранению животных и растений, что приводит к тому, что наша земля становится богаче и красивее.

В процессе ознакомления с трудом взрослых ребенок неосознанно начинает выделять его структуру: взрослый сначала ставит цель, затем использует специальные навыки и умения в деятельности, получает результат. Это остановится основой формирования самостоятельной трудовой деятельности дошкольника.

Ознакомление с трудом взрослых в дошкольном возрасте является начальной ступенью профессиональной ориентации ребенка. Ребенок наблюдает, анализирует, оценивает, «примеряет».

Однако сегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, это связано, прежде всего, с материальными трудностями: отсутствием «трудового пространства» (в детских садах дошкольники обычно трудятся только в уголках природы), орудий труда, времени. Сегодня задача трудового воспитания не является приоритетной. На первый план выдвинулись задачи умственного и физического воспитания. Но, как мы уже отмечали выше, именно трудовая деятельность является основой развития нравственных качеств личности, умственного, физического развития и т.д. А истоки возникновения самостоятельной трудовой деятельности дошкольника происходят из ознакомления детей с трудом взрослых. Основываясь на актуальности и проблематике темы, мы определили цель нашего исследования.

Глава 2:

Дидактическая задача. Систематизировать, закрепить знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Воспитывать сообразительность, быстроту мышления. Активировать речь детей, их словарь.

Правила игры. Называть последующий этап только после получения мяча (или другого предмета) в руки. Мяч бросать не обязательно рядом стоящему участнику, а любому, чтобы все были внимательны и активны. Кто ошибется, платит фант, который в конце игры отыгрывается.

Игровые действия. Ловля мяча, разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Мы много узнали о труде хлеборобов. Знаем, что делают люди на селе, чтобы у нас на столе каждый день был хлеб. Давайте вспомним об этом, поиграем в игру «А что потом?» У меня в руках мяч я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег; а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задерживания на полях снега. (Бросает мяч кому–либо из играющих).

- Удобряют почву, – быстро отвечает тот, кто поймал мяч, и бросает его другому участнику игры, одновременно спрашивает:

- А что потом?

Тот, кому брошен мяч, говорит:

- Пашут поле, – и бросает мяч дальше. Кто не может вспомнить, что дальше происходит с хлебом, тот ударяет мячом об пол (о землю), ловит его и бросает без ответа другому участнику. Проигрывает тот, кто чаще оставлял без ответа пойманный мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба:

«Хлеб продают», «Хлеб на столе».

Отгадай, что мы задумали?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о трудовых процессах на животноводческих фермах, воспитывать уважение к их труду. Упражнять ребят в умении имитировать разные трудовые действия по уходу за животными.

Игровые правила. Вспомнить и изобразить такие действия, которые детям знакомы из наблюдений, рассказов, собственной деятельности по уходу за животными в группе. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Считалочкой выбирается отгадывающий; он выходит из комнаты, когда дети договариваются, какое действие они будут изображать. Отгадывание действия.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям о том, что они многое видели и знают, как люди ухаживают за животными.

- Сейчас мы будем показывать разные действия рабочих, а тот, кого выберем считалкой, будет отгадывать, что мы изобразили: «Катилось яблоко мимо сада, мимо града, кто поднимет, тот и выйдет», – читает педагог считалку. Тот, на кого указано с последним словом считалки, выходит за дверь. А дети, оставшиеся в группе, договариваются, что они будут изображать: рвать траву и кормить ею животных, косить сено, доить корову, приготавливать корм, делать уколы телятам, поросятам и т.д.

Если водящий не мог сразу определить, какое действие изображали дети, надо повторить его еще раз. Если же и тогда ребенок не отгадает, он платит фант, который в конце выкупает, т.е. выполняет задание придуманное детьми.

Путешествие

Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о труде животноводов.

Активировать речь детей, пробуждать желание быть похожими на рабочих-животноводов, создавать их образы в творческих играх.

Игровые правила. При описании картинки не называть место происшествия. Выигрывает тот, кто первый узнал по описанию, где были путешественники.

Игровые действия. Ловля меча и описание картинки.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Обращаясь к ним, воспитатель говорит:

- Давайте представим: к нам в колхоз приехали гости, чтобы посмотреть, чем у нас занимаются люди, как они живут, работают. Где были гости, что они видели, мы узнаем по описанию картинок. Картинки разложены на столе. Тот, кому брошен мяч, подходит к столу, берет одну из картинок и начинает рассказывать о том, что на ней изображено, но не называет, где происходит действие. Это должны отгадать все дети, принимающие участие в игре.

Заключение:

В нашем исследовании мы рассмотрели проблему ознакомления с трудом взрослых детей дошкольного возраста в процессе экологического образования:

Изучили проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых в природе в педагогических исследованиях;

Выявили уровень знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста;

На основе анализа содержания знаний о труде взрослых в программах воспитания и образования дошкольников разработали и апробировали систему игр и занятий, направленных на формирование знаний о труде взрослых в старшем дошкольном возрасте.

Задача ознакомления детей с трудом взрослых впервые была введена в трудовое воспитание в 30-40 гг.XX века. В послевоенные годы задача ознакомления с трудом взрослых выступила на первый план, отодвинув собственный труд детей. Однако в 1953 году исследования З.Н. Борисовой и В.Г. Нечаевой положили начало большой группе научных работ, посвященных трудовому воспитанию. Изучением особенностей ознакомления дошкольников с трудом взрослых занимались С.Г. Журат, Г.И. Григоренко, В.П. Сафонова, Е.И. Радина, Р.С. Буре, В.И. Логинова, М.В. Крулехт, С.а. Козлова, А.М. Виноградова.

Результаты исследований показали, что дошкольники располагают знанием лишь отдельных фактов из области того или иного вида труда, не понимают роли труда в жизни людей.

Роль знаний о труде взрослых в трудовом воспитании велика.

Трудящийся взрослый становится примером для дошкольника, труд взрослых оказывает влияние на познавательное, умственное развитие детей. В процессе ознакомления с трудом взрослых ребенок начинает видеть его структуру, результат, необходимые трудовые умения, общественную значимость. Это является начальной ступенью трудовой ориентации.

Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели содержание знаний о труде взрослых в «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, Т.И. Бабаевой «Детство», «Комплексного развития дошкольников в процессе общения с природой» Л.И. Марченко, программах экологического образования «Мы» и «Юный эколог».

Мы определили, что ни в одной из изученных нами программ нет четкого определения содержания знаний ознакомления детей с трудом взрослых в природе; при упоминании о труде взрослых в программах экологического образования подразумевается знакомство с трудом взрослых из ближайшего окружения; в качестве основной формы ознакомления дошкольников с трудом взрослых выделяется развивающая среда ДОУ.

В ходе констатирующего эксперимента нами была проведена методика диагностики знаний детей дошкольного возраста о труде взрослых. Результаты вопросника «Все профессии нужны» выявили наличие в группе среднего уровня представлений о труде взрослых в природе, который характеризуется неполными конкретными знаниями о труде взрослых, его содержании и полезности.

Похожие работы на данную тему