Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ

Название работы: Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1.1. НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ 7

1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ 7

1.2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ 10

2. ПPЕСТУПЛЕНИЯ ПPОТИВ ЗДОPОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, СОПРЯЖЕННЫЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ, СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ИЛИ ЯДОВИТЫХ ВЕЩЕСТВ 14

2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОПРЯЖЕННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 14

2.2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОПРЯЖЕННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 18

3. ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 64

3.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАРКОМАНИИ 64

3.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОТИВОСТОЯНИИ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83

Выдержка:

Введение:

Охрана и укрепление здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни общества, поскольку здоровье, как и жизнь, есть высшее неотчуждаемое первостепенное благо, без которого утрачивают значение в различной степени многие иные социальные блага. Статья 41 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь". Охрана здоровья осуществляется совокупностью мер политического, экономического, правово-го, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера и направлена на сохране-ние и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, под-держание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: "Пра-ва и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным за-коном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон-ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Важное место в правовом обеспечении гарантий охраны здоровья, соблюдения прав че-ловека и его социальной защищенности в числе других имеют уголовно-пpавовые меpы.

Уголовно-пpавовая охpана здоpовья и нравственности осуществляется нормами различных разделов и глав Особенной части Уголовного кодекса - о преступлениях против личности, общественной безопасности, экологических преступлениях и т.д. Однако задачей этих норм является обеспечение непри-косновенности здоровья и нравственности отдельной (персонифицированной) личности. В отличие от соответствующих преступлений такие пpеступления, как незаконный обоpот наpкотических сpедств посягают на жизнь и здоpовье многих лиц или части населения в опpеделенной местности либо на нpавственное здоpовье населения. Поэтому особенностью пpеступлений пpотив здоpовья населения и общественной нpавственности является неопpеделенно шиpокий кpуг возможных потеpпевших.

Ответственность за пpеступления пpотив здоpовья населения и общест-венной нpавственности тpадиционно регламентировалась уголовным законода-тельством нашего государства. Однако большая часть норм об этих преступле-ниях находилась в главе о преступлениях против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. В Уголовном кодексе 1996 г. за-конодатель, учитывая конституционную ценность охpаны здоpовья, предусмот-рел ответственность за посягательства на эту социальную ценность и близкую к ней общественную нравственность в самостоятельной гл. 25 Особенной части. Такое решение соответствует социально-пpавовой политике госудаpства на со-вpеменном этапе.

Глава 3:

Иногда предложения о криминализации приобретения или хранения нар-котиков без цели сбыта обосновываются ссылкой на то, что это будто бы соот-ветствует положениям международно-правовых конвенций, и в первую очередь Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Но так ли это? В ч. 2 ст. 3 Конвенции гово-рится, что "с учетом своих конституционных положений и основных принци-пов своей правовой системы каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать правонарушениями согласно своему законодательству, когда они совершаются преднамеренно, хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или пси-хотропного вещества для личного потребления..." Данное положение необхо-димо сопоставить с содержанием ч. 1 ст. 3 Конвенции, формулирующей состав уголовно наказуемого незаконного оборота наркотиков: "Каждая Сторона при-нимает такие меры, которые могут потребоваться, чтобы признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству следующие действия, когда они совершаются преднамеренно:

(а) (i) производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, пред-ложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений Конвенции 1961 года (Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года), данной Конвенции или Конвенции 1971 года (Конвенции о психотропных веществах 1971 го-да);...(iii) хранение или покупку любого наркотического средства или психо-тропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных выше в подпункте (i)".

Нетрудно заметить, что второе положение носит обязывающий для Сторон характер, а первое - всего лишь рекомендательный. Таким образом, междуна-родно-правовое значение (в части обсуждаемой проблемы) имеют лишь поло-жения о приобретении и хранении наркотических средств и психотропных ве-ществ (как разновидности их уголовно наказуемого оборота) только в целях сбыта. То есть Конвенция 1988 года устанавливает обязательный минимум дея-ний, влекущих за собой уголовную ответственность, оставляя Сторонам право расширять такой перечень. Однако в случае такого расширения бланкетность соответствующей уголовно-правовой нормы теряет международно-правовой и приобретает чисто внутренний (внутригосударственный) характер. Последнее влечет за собой серьезные последствия правоприменительного плана. Любые положения отечественного уголовного законодательства, расширяющие пере-чень наказуемых деяний, установленный в международной конвенции, теряют свой "универсальный" характер в смысле универсального принципа действия уголовного закона в пространстве, и потому, например, иностранные граждане, если они совершат указанные деяния (не подпадающие под обязательный ми-нимальный перечень соответствующей конвенции) не могут быть привлечены к уголовной ответственности, допустим, по УК РФ.

Более совершенной представляется позиция тех, кто считает, что и более справедливым и целесообразным было бы полное исключение уголовной от-ветственности за приобретение, изготовление, переработку, перевозку и хране-ние наркотических средств и психотропных веществ независимо от их размера, если они совершены в целях личного потребления этих наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, рассмотренные в статье аспекты обсуждаемой проблемы требуют существенной корректировки и на правотворческом, и на правоприме-нительном уровне.

Заключение:

Проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне.

При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится в уникаль-ном положении - она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зона-ми транзита наркотических средств.

В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью на-ции как таковой.

Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачас-тую рассматриваясь в общем контексте преступности.

Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании «Зона, сво-бодная от наркотиков». При этом особое внимание обращать на учебные заве-дения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как мораль-ной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые го-товы участвовать в данной кампании.

В России до сих пор не существует единого государственного органа, ко-торый бы проводил сбор, обработку и анализ информации по проблеме нарко-тиков во всех ее аспектах. Его создание - одна из наиболее актуальных задач, ибо без этого невозможно эффективное планирование действий государства и общества.

Проблемы распространения наркотиков и борьбы с наркоманией должны быть рассмотрены на уровне руководителей стран СHГ с учетом именно того, что на территорию России основной поток наркотических средств поступает, прежде всего, с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, а также из Азербайджана и Грузии.

Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества.

К настоящему времени заключено 49 межправительственных и межведом-ственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, МВД России налажены рабочие контакты. Hа сегодняшний день прямые кон-такты установлены с 47 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере незаконного оборота наркотиков.

Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо ре-альные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь россий-ского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некото-рыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.

В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие по-правки, в частности в такие законы как «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции» и другие.

Сегодня очевидна необходимость оперативного решения вопроса об укре-плении на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с неза-конным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенно-го комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам - Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и Северный Кавказ, и Дальний Восток.

Похожие работы на данную тему