Правовое регулирование особого производства как одного из видов гражданского судопроизводства

Название работы: Правовое регулирование особого производства как одного из видов гражданского судопроизводства

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

99 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА 5

1.1. ДЕЛА, РАССМАТРИВАЕМЫЕ СУДОМ В ПОРЯДКЕ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА 5

1.2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА 7

2. УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТОВ, ИМЕЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 13

3. ИНЫЕ ДЕЛА, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В ПОРЯДКЕ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА 33

3.1. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВРЕМЕННО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ 33

3.2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫМ ИЛИ НЕДЕЕСПОСОБНЫМ 38

3.3. ПРИЗНАНИЕ ИМУЩЕСТВА БЕСХОЗНЫМ 48

3.4. УСТАНОВЛЕНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РЕБЕНКА 56

3.5. УСТАНОВЛЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОСТИ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ 69

3.6. ДЕЛА ПО ЖАЛОБАМ НА НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ НА ОТКАЗ В ИХ СОВЕРШЕНИИ 74

3.7. ВЫЗЫВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 79

4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА 87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99

Выдержка:

Введение:

Необходимость в защите субъективных прав и интересов возникает не только в тех случаях, когда эти интересы и права нарушаются или оспаривают-ся. Иногда возникает необходимость в установлении таких обстоятельств, ко-торые служат основанием для осуществления субъективных прав. Лицо, имеющее какое-либо право, не может его осуществить ввиду того, что факты, подтверждающие это право, не являются очевидными и требуют проверки и подтверждения соответствующими доказательствами. Поэтому в гражданском процессе имеется такой вид судопроизводства, который позволяет заинтересо-ванному лицу устанавливать в судебном порядке юридические факты, которые могут служить основанием осуществления соответствующих субъективных прав заинтересованного лица.

Особое производство - это такой вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела, по которым подтвержда-ется наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств в целях создания для заинтересованного лица условий осуществления им личных или имущественных прав или же подтверждается наличие или отсутствие бесспор-ного субъективного права. Особое производство - это одностороннее производ-ство, в котором отсутствует спор о праве , когда нет материально-правового требования одного лица к другому.

В делах особого производства может иметь место спор о факте, поскольку если бы факты являлись безразличным для других лиц, то было беспредметным участие в этих делах заинтересованных лиц.

Особое производство бесспорно только в том отношении, что в нём отсут-ствует спор о праве, характерный для искового производства.

В делах особого производства устанавливаются факты, а не правовые по-следствия этих фактов.

В настоящей работе мы попытаемся, именно во взаимодействии всех сто-рон категории права собственности выявить специфику и качественную опре-деленность особого производства, опираясь, конечно, на множественность мнений, идей и концепций, подходов юристов к данному вопросу, тем самым, раскрыв сущность особого производства.

Цель данной дипломной работы – раскрыть сущность особого производст-ва и нормативно-правовых основ его регулирования, выработать рекомендации по совершенствованию действующего в этой области законодательства.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

 изучить теоретические аспекты понятия особого производства;

 определить и систематизировать основные нормативно-правовые докумен-ты, регламентирующие особое производство;

 выявить проблемы особого производства;

 сформировать практические рекомендации по совершенствованию дейст-вующего в этой области законодательства.

Объектом исследования является особое производство.

Предметом исследования является совокупность теоретических и практи-ческих проблем нормативно-правового регулирования особого производства на основе реализации комплексного подхода.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют ме-тодические и нормативно-правовые материалы практического характера, ка-сающиеся особого производства.

Глава 4:

Во-первых, противозаконно передавать сведения о детях потенциальным усыновителям до тех пор, пока для этого не возникнут правовые основания. Нельзя при живых родителях, когда они дееспособны, не лишены родительских прав, когда место их нахождения известно и причины их неучастия в содержа-нии и воспитании ребенка не признаны судом неуважительными, передавать без их согласия информацию об их кровных детях иным гражданам с целью усыновления.

Сегодня же эти сведения органами опеки и попечительства, а также регио-нальными управлениями образования передаются потенциальным усыновите-лям еще до установления судом причин неучастия родителей в содержании и воспитании детей. Фактически еще до начала судебного разбирательства об усыновлении происходит дискриминация прав биологических родителей.

Представляется, что при рассмотрении дел об усыновлении следует в рав-ной степени ответственно руководствоваться как принципом защиты прав и ин-тересов детей, так и принципом защиты прав и интересов биологических роди-телей.

Во-вторых, если гражданские дела об усыновлении рассматриваются су-дами в порядке особого производства, то гражданские дела о признании неува-жительными причин неучастия родителей в воспитании и содержании детей относятся, по сути, к исковому производству (истец - опекун ребенка, ответчи-ки - родители). Объединение двух различных по своей процессуальной природе гражданских дел в одно производство представляется необоснованным.

В-третьих, все дела об усыновлении рассматриваются судами в закрытом судебном заседании с применением мер, охраняющих тайну усыновления. Од-нако, по логике вещей, необходимость в таких мерах возникает только тогда, когда об этом с ходатайством обращаются сами усыновители. В некоторых же случаях они просят допустить в зал судебного заседания своих родственников, друзей и просят провести разбирательство в открытом заседании. Однако им неизменно отказывают. Но что и кого в этом случае защищает суд, ссылаясь на тайну усыновления? Тем более тогда, когда детей передают иностранцам? По-добными мерами от общества защищается лишь информация о самом процессе усыновления, о реальной и конкретной процедуре его установления.

В названном постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. сказано: "При подготовке дела к судебному разбирательству судье следует обсуждать вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его родственников".

Заключение:

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение задол-женности по обязательствам безвестно отсутствующего лица. Однако делать это необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выпла-тить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приста-ву-исполнителю, который производит исполнение в установленном законом порядке (ст.37 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает полу-чить долг, он должен в общем порядке обратиться в суд с иском. После того как судебное решение вступило в законную силу, открывается исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявит тре-бования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеоб-разному "заместителю" должника) и проведет изъятие денег или арест и реали-зацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в от-ношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, не-обходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи ис-кового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыно-витель, а также, в соответствии со ст.80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства (районный отдел образования).

Сложнее всего осуществлять все указанные процедуры в том случае, когда пропавший человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как прави-ло, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о призна-нии гражданина безвестно отсутствующим его брак не прекращается автомати-чески. С этим лицом можно развестись в упрощенном порядке в органах загса (ст.19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражда-нина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст.34 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принад-лежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не бу-дет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего пога-шать долги пропавшего гражданина.

Похожие работы на данную тему