Введение:
В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].
Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость.
Подобным механизмом явилось принятие нового пенсионного законодательства и, связанное с ним, введение новой пенсионной системы. Предпосылками для введения новой пенсионной системы явилось то, что в государстве сложился низкий размер пенсии, низкая эффективность уплаты пенсионных взносов, наличие двойной кассы в организациях, «черный нал».
Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п. Оказание им материальной помощи – ещё одна функция Пенсионной системы [30, С.17].
Для должного функционирования новой пенсионной системы явилось принятие новых законов в конце 2001 года, которые позволяют решить несколько задач.
Первая задача пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части заработной платы здесь возможен рост в 2 – 2,5 раза. И это даёт основание прогнозировать такой же рост пенсий [30, С.25].
Без серьёзных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить заработные платы из тени – из конвертов страховых схем.
Следовательно, второй задачей пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы.
Глава 3:
Учитывая значимость пенсионных прав человека в обеспечении нор¬мальной жизнедеятельности общества, следует обратить осо¬бое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть ее конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государ¬стве.
Внутригосударственные механизмы защиты пенсионных прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовы¬ми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты пенсионных прав человека, ее развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.
Ряду российских ученых представляется, что есть ряд факторов, определяющих необходимость выделения самосто¬ятельной науки и учебной дисциплины — теории прав чело¬века.
1. Особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между индиви¬дами и социальными группами, между личностью и государ¬ством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.
Теория нрав человека должна сформулировать те основ¬ные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы формировались истори¬чески, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры.
Эти принципы закреплены в Основном законе Российской Федерации, вобравшем в себя опыт развития прав человека вообще и пенсионных прав граждан в частности в демократических зарубежных государствах, а также междуна¬родно-правовые аспекты защиты прав человека.
2. Для России крайне важны понятия пенсионных прав человека. В общественном сознании, в культуре страны — как дореволюционной, так и послереволюционной — права человека не за¬нимали значительного места. В Советском государстве господствовала теория октроированных, дарованных пенсионных прав, которыми государство наделяло своих граж¬дан. Этому способствовала уравнительная пенсионная система, при которой размер пенсии зависел от наличия трудового стажа.
3. Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оце¬нивать всю систему сложных политических, социально-психо¬логических, социальных, экономических, международных отно¬шений. Ранее уже отмечалось, что права человека - высшая ценность и как таковая она является критерием "человеческо¬го измерения" противоречивых процессов, происходящих се¬годня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека, дает ориентир личности в оценке существую¬щих политических режимов, гуманитарной и социальной дея¬тельности государств, правовой и нравственной культуры поли¬тических лидеров, правосознания народа. Понимание прирож¬денного характера нрав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет: ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств [23 С.213].
Заключение:
Любая пенсионная система – это система социального вспомоществования. Её задачами является обеспечение средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности. Социальная функция пенсии, также должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких заработных плат и не смог заработать большую пенсию. Поэтому и пенсионная модель имеет функцию перераспределения.
Новая пенсионная модель призвана в большем объёме учитывать пенсионные обязательства государства перед теми кто больше зарабатывает и больше вносит в общие средства пенсионной системы. А для этого – хотя бы частично персонифицировать средства, которые перечисляются в виде пенсионных платежей за каждого конкретного работника. Иными словами, в новой пенсионной системы объём перераспределяемых средств должен отчасти уменьшиться.
Новая модель, учитывая в большей мере обязательства государства перед каждым конкретным работником, в то же время при исчислении пенсий сглаживает различия в уровнях их доходов на протяжении трудовой деятельности.
Один из механизмов, позволяющих обеспечить это, - разделение пенсионного тарифа. Ведь персонифицированные права учитываются только в той части, которая поступает в бюджет Пенсионного фонда в виде страховых взносов, и составляет 14% от общего фонда оплаты труда. Вторая же половина от 14% взимается в форме налога, проводится через государственный бюджет и направляется на перераспределение. Да и страховые взносы направляются на финансирование текущих пенсионных выплат. А это означает, что новая пенсионная модель остаётся в значительной мере распределительной, основанной на солидарности поколений. И, если говорить о базовой пенсии, то источником её финансирования, конечно же, являются налоги с заработной платы более высокооплачиваемых.