Нетрадиционные уроки в начальной школе

Название работы: Нетрадиционные уроки в начальной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты урока как основной формы обучения 6

1.1 Урок как дидактическая категория и его типология 6

1.2 Требования к современному уроку 16

1.3 Сущность и виды нетрадиционных уроков в начальной школе 20

Выводы по главе 1 34

Глава II. Нетрадиционные формы проведения уроков в начальной школе 36

2.1 Нетрадиционные уроки по предметам естественно-научного цикла (естествознание, математика) 36

2.2 Нетрадиционные уроки по предметам филологического (русский язык, чтение, развитие речи) и художественно- эстетического (музыка, изобразительное искусство, труд) циклов 46 Выводы по главе 2 58

Заключение 61

Библиографический список 65

Приложение 69

Выдержка:

Введение:

В современных условиях бурного развития школы в целом, и начальной школы в частности, появления альтернативных программ и систем обучения учитель должен стараться работать творчески, систематически пополнять свои знания, разнообразно и увлекательно проводить урочные занятия. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературы, биологии и географии, технологии, так как приходится преподавать «в одном лице» все эти предметы. Таким образом, поскольку вопрос о предметном преподавании в начальной школе пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию всех предметов, а это – довольно сложная задача

Вследствие различных причин у современных школьников значительно упал интерес к учебе: шквал информации захлестнул детей; по некоторым предметам материал значительно устарел; не всегда информация преподносится должным образом; школа выступает не как "носитель" нового и неизвестного, а как некий рычаг, позволяющий на некоторое время "обуздать" детей; из-за общей неблагоприятной экономической и социальной ситуации в стране, и как следствие, слабого финансирования системы образования в школе и вовсе уныло.

Как известно, одним из принципов дидактики является принцип активности и самостоятельности в обучении. Все конкретные средства активизации учения школьников охарактеризовать невозможно: их достаточно много. Однако можно назвать те средства, которые являются наиболее специфическими для начальной школы: проблемное обучение школьников и самостоятельная работа. Проблемность лежит в основе познавательной активности, а самостоятельная работа является формой реализации проблемного обучения.

Глава 2:

Рисование на темы - специфический вид самостоятельной работы, который помогает учителю проверить глубину знаний, умений и навыков учащихся изобразительной деятельности. В процессе создания тематической композиции проявляются такие стороны мышления школьников как способность к самостоятельному обобщению наблюдаемых учащимися существенных признаков объекта. Активизация познания, эстетического осмысления действительности, развитие живого, творческого отношения к жизни - конечная цель преподавания изобразительного искусства в школе. И правильная, планомерная работа по формированию системы графических умений и навыков должна служить этой цели.

Обучение детей эстетическому видению действительности, то есть, видеть прекрасное и творчески передавать его в художественных образах, разумеется, в меру своих сил и возможностей - главная цель, стоящая перед учителем на уроках изобразительного искусства. Не менее важно научить детей воспринимать и понимать произведения изобразительного искусства.

Тоже самое касается музыкальных произведений. Музыка передает энергетическое полнее личности, другими словами, понимать музыку значит понимать другого человека, чувствовать его, находясь в его энергетическом поле. Слушать и слышать музыку –очень не просто. В. Сухомлинский писал: "ребенок должен знать, что мелодия, интонация, лад, ритм, гармония, отражают нашу действительность - природу, общество." Музыка создаёт эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению, даёт нам возможность посмотреть другими глазами на окружающий мир. Она не только помогает нам в трудную минуту - она воспитывает наши чувства, рождает в нас милосердие.

Одним из важных компонентов эстетического воспитания является воспитание детей в природе. Как известно, особенно большое значение этому придавал В.А. Сухомлинский. Он утверждал, что "поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота в природе обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями", что "благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе". [40, 207]

В последнее время все большим успехом среди учеников пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.

Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств — альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития.

Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Заключение:

Еще с середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилось опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям.

На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Урок как форма обуче¬ния относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписа¬ние и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика проведения урока зависит от тех ди¬дактических целей и задач, которые решаются в процес¬се изучения той или иной темы.

Основными типами уроков, кото¬рые проводятся в современной школе, являются следую¬щие:

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки сообщения новых знаний учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний.

Урочным занятиям в полной мере при¬сущи те же структурные компоненты, которые характери¬зуют процесс обучения в целом, а именно целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно - деятельностный, эмоционально - волевой, контроль¬но – регулировочный, оценочно – результативный.

Каждая из структурных частей урока выполняет свою особую функцию в организации учебной деятельности учащихся.

Похожие работы на данную тему