Дидактические игры на уроках в начальной школе как средство воспитания младшего школьника

Название работы: Дидактические игры на уроках в начальной школе как средство воспитания младшего школьника

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

86 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Дидактические игры в учебно-воспитательном процессе в начальной школе 6

1.1 Виды игр 6

1.2 Значение игры для младшего школьника 15

1.3 Специфика организации и проведения дидактической игры на уроках 19

Выводы по главе 1 23

Глава 2. Использование дидактической игры на уроках в начальной школе как средство воспитания 25

2.1 Использование дидактической игры на уроках филологического цикла (русский язык, обучение грамоте) 25

2.2 Использование дидактической игры на уроках естественно-научного цикла (природоведение, математика) 37

2.3 Использование дидактической игры на уроках художественно-эстетического цикла (труд, рисование) 51

2.4 Воспитательный и обучающий потенциал игры на уроках в начальной школе 63

Выводы по главе 2 77

Заключение 79

Литература 82

Выдержка:

Введение:

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?

В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интересам к изучаемым предметам.

Не секрет, что в наш быстро меняющийся век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

Глава 2:

Десять тысяч уроков – вот сколько приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, урок будет не результативен. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – задача учителя.

Как отойти от однотипной структуры урока, преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок интересным и радостным? Уже несколько лет в школах используют нетрадиционные формы проведения уроков. Многому стоит научиться, многое пересмотреть, но такие уроки ребята ждут, а звонок, который сообщает об окончании игры, конкурса, больше раздражает их, чем радует. Конечно же, каждый учитель планирует, строит свой урок, в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом. Учителя интереснее проводят уроки-игры соревновательного характера. Целесообразнее проводить их во время обобщения изучаемого материала.

Использование дидактических игр на уроках труда – процесс взаимного обучения учащихся, совместного поиска путей решения тех или иных задач, поставленных на уроке.

Они воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

«Загадай - отгадаем».

По существенным признакам надо найти различные овощи. Для этого подбирают самые яркие признаки, характерные для данного растения.

Ход игры: Один из учащихся выходит за дверь. Все остальные готовят описание овоща в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен найти овощ на выставке. (Можно заменить натуру рисунками или муляжом.) Эта игра может иметь подготовительный период. В этом случае группы детей заранее подбирают или составляют загадки. Интерес возрастает от желания написать собственные маленькие стихи. Часто загадка создаётся в результате коллективного труда детей. Вот некоторые из наших загадок:

1. В июне солнце

Глянуло в оконце,

На исходе лета –

Новая примета:

Лучиками жёлтыми

Раскрашено окошко,

Сыплет серым дождиком

Прямо к нам в лукошко. (Подсолнух)

2. Зелёный и усатый,

Чуть колючий, полосатый.

В себе прохладу сохраняю,

В жару жажду утоляю. (Огурец)

3. Как слива, темна,

Как репа, кругла.

На грядке силу копила,

К хозяйке в борщ угодила. (Свекла)

4. Весной – травкой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

К столу – булочкой душистой. (Пшеница)

«Выбери инструменты».

Задача: отгадав загадку, узнаешь, какие инструменты нужны, будут на уроке.

Ход игры: Заранее подобранные загадки учащиеся читают по карточкам. Отгадывающий угадывает и находит на столе инструмент.

Заключение:

В нашей выпускной квалифицированной работе была рассмотрена проблема применения дидактических игр на уроке. Теория и практика использования дидактической игры в учебно-познавательном процессе является одной из самых актуальных тем современной педагогики начального обучения.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Как показывают наблюдения, многие учителя имеют не вполне правильные установки относительно дидактической игры, которая часто понимается именно как развлекательный момент урока.

2. Выделяют обычно следующие функции игры:

а) организующую, в соответствии с которой на уроке широко используются игры – соревнования по дисциплине, содержанию в порядке рабочего места и пр. Например, учитель в конце урока ставит флажок на парте тех учащихся, которые лучше вели себя, не получили дисциплинарных замечаний. На последующих уроках флажки «передовиков» могут переместится на другие парты;

б) развлекающую, обуславливающую применение необычных форм подачи учебного материала с целью привлечения внимания учащихся. Например, проводя устные вычисления на уроке математики, учитель не просто диктует или записывает соответствующие задания, а рисует на доске цветок, в сердцевине и на лепестках которого изображены числа. С целью закрепления знаний детей о словесном составе предложения учитель проводит дидактическую игру «Придумай предложение», которое проходит так. Учитель объявляет: «Будем придумывать предложения. Я буду говорить слово, а вы добавите к нему еще два, чтобы получилось предложение из трех слов. Кому я дам в руки платочек, тот и будет отвечать». Далее «игра» проходит, как обычное упражнение, с той лишь разницей, что вызываемый к ответу получает платочек;

Похожие работы на данную тему