Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами фольклора

Название работы: Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами фольклора

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Этика, эстетика

Страниц:

32 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей эстетического воспитания детей младшего школьного возраста 6

1.1 Сущность эстетического воспитания 6

1.2 Особенности эстетического воспитания младших школьников 11

Глава 2. Эстетическое воспитание средствами фольклора 18

2.1 Воздействие на эстетическое воспитание средств народной культуры 18

2.2 Эстетическое воспитание средствами фольклора 20

Заключение 29

Список литературы 30

Выдержка:

Введение:

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

И одной из основных целей является: развитие личности школьника, его творческих способностей; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Эстетика - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от челове-чества до малой группы. Разрушение эстетических ценностей, устоев приво-дит к распаду и дезинтеграции общества; смена этих ценностей приводит к изменению социальных отношений. Эстетичность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, школа, национальные тра-диции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает об-щество возможности защищать ее от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и эстетического распада.

Актуальность исследования заключается и в том, что мало изучены пе-дагогические возможности комплексного использования фольклора в эстети-ческом воспитании детей. В настоящее время образцы традиционного народ-ного искусства оказались в фокусе внимания многих работников сферы обра-зования и воспитания, прежде всего в связи с отменой прежнего, в большин-стве своем идеологизированного дидактического материала. Возвращаясь к общечеловеческим ценностям, педагоги стремятся заполнить возникший ре-пертуарный "вакуум" безусловно наиболее достойным учебным материалом - произведениями традиционного русского фольклора. Однако, для освоения их детьми преподаватели зачастую используют прежние принципы, методы и формы.

В связи с этим велико значение эстетического воспитания. Эстетиче-ское воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок принимает активное участие в своем нравственном развитии, в приобщении к богатейшему ду-ховному опыту национальной культуры.

Наиболее важным является мотивационный уровень, именно здесь ко-ренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми. На чувственно-эмоциональном уровне формируются нравственные и эстети-ческие чувства и эмоции. Рациональный, или когнитивный, уровень содер-жит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чес-ти и достоинстве. Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Гармония нравст-венного мира человека обеспечивается всеми его слагаемыми, но направ-ляющими являются духовно-нравственные потребности, которые формируют основные личностные начала и ориентиры.

Значимость развития этических качеств, их актуальность в настоящее время и возможности образовательного учреждения в данном процессе вы-деляют данную проблему в ряд актуальных и значимых для современной пе-дагогики и для общего развития ребенка в целом.

Глава 2:

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает на-родная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народ-ных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, об-щественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтиче-ская фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест про-тив эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, ху-дожественное словесное творчество, которое возникло в процессе формиро-вания человеческой речи. В доклассовом обществе фольклор был тесно свя-зан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно- мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некото-рые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позд-нейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтиче-ской структуры, на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития.

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способно-стей подрастающего поколения [27]. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Внедрение элементов фольк-лора в практику музыкально-эстетического воспитания, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирова-ния у учащихся высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творче-ства и культуру других народов. Поэтому в различных учебных и воспита-тельных учреждениях (детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, музыкальных училищах и др.) используются элементы фольклора, но не всегда достаточно активно и профессионально. В настоящее время из-менилось отношение к народной музыке. Это особенно заметно в сельских школах республики: на уроках чаще стала звучать родная музыка, создаются детские и взрослые фольклорные ансамбли. Пение, родное слово, игра на на-родных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные эле-менты – все это комплексно используется на уроках музыки. Используя все это, учитель воспитывает музыкально-эстетические чувства у учащихся, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, раз-мышляя, двигаясь, импровизируя [21].

Урок музыки как обязательный предмет в любых школах бывает один раз в неделю и не остается времени для приобщения детей к народной музы-ке, которая приобщает их к родному народу, к родной природе и националь-ному самосознанию. Итак, становится очевидной актуальность проблемы нашего исследования. Ведь уже в детском саду дети могут петь, а в началь-ной школе всем хочется петь, так как желание петь заложено в детях генети-чески, следовательно, первыми песнями должны быть материнские, народ-ные. Воспитательный потенциал чувашской народной музыки не просто зна-чителен, но и перспективен. Музыка своего народа является верным средст-вом познания жизни для детей [14].

Педагогическое наследие просветителя И.Я. Яковлева - народность му-зыкально-эстетического воспитания и традиции народного искусства, реме-сел в художественном, трудовом воспитании внесли значительный вклад в осмысление художественно-эстетических ценностей. Педагогическое осмыс-ление всего богатства музыкально-культурного наследия чувашского народа должно способствовать сохранению и развитию национальной культуры, формированию педагогической культуры. На проблемы музыкально-эстетического воспитания на основе фольклора чувашского народа указыва-ли в своих трудах известный ученый-педагог, академик Г.Н. Волков, музыко-веды М.Г. Кондратьев, Ю.А. Илюхин, многие историки и исследователи прошлых лет (С.М. Максимов, Г.Г.Лисков, Ф.П. Павлов). Историко-педагогические аспекты включения чувашского фольклора в учебно-воспитательный процесс раскрываются в трудах Ю.А. Дмитриевой, Ю.Д. Кудакова, Л.В.Кузнецовой, Т.Н. Петровой. Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к народному искусству, вводя его в школьную практику как необходимое средство формирования национального самосознания учащихся [33].

В педагогике обосновывается культурно-творческий подход как глав-ный путь гуманизации общества.

Образы народных героев выражают лучшие черты русского нацио-нального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного периода не могло не отразить ис-торическую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, про-изведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как по-этическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей цен-ности.

На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные [19].

Детский фольклор формируется под воздействием множества факто-ров. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого друго-го. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятель-ности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат уча-стие ребенка в творческом труде.

Заключение:

События последних лет, связанные с ростом проблем в обществе, упад-ком нравственности, свидетельствуют о необходимости активизации воспи-тательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ребенка с детства уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Продолжая традиции прошлого, именно образовательные учреждения призваны решать многие из этих проблем, а главной задачей педагога является воспитание нравственного человека.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена как социаль-но-экономическими причинами ухудшающегося состояния нравственности современной личности, так и осознанием необходимости решения проблемы.

В специальной литературе немало говорится о важности эстетического воспитания, излагается содержание моральных требований, даются рекомен-дации по их разъяснению учащимся, но в стороне остается проблема: каким образом необходимо воздействовать на ребенка, чтобы он был с детства вос-приимчивым к морали.

Анализ теоретической литературы позволил раскрыть сущность таких вопросов, как сущность и содержание эстетического воспитания, основы ис-пользования средств народной культуры, фольклора в процессе эстетическо-го воспитания младших школьников.

Становление ребенка в процессе ознакомления с произведениями на-родной культуры начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоцио-нальным состоянием. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы нравственности и морали.

Похожие работы на данную тему