Изучение величин в начальной школе

Название работы: Изучение величин в начальной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение . 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения величин в начальной школе . 5

1.1. Исторический аспект понятия и сущности величины . 5

1.2. Изучение величины в начальном курсе математики в условиях развивающего обучения . .21

Выводы по первой главе … … … … … … … … … … … … .31

Глава 2. Формирование понятия величины и ее

измерения у младших школьников .33

1.1. Различные подходы к изучению величин в начальном курсе математики . .33

1.2. Возможности программ по математике Л.Г.Петерсон и Н.Б.Истоминой по использованию развивающих упражнений при изучении величин .48

Выводы по второй главе … … … … … … … … … … … .60

Заключение . 61

Литература .62

Приложение .66

Выдержка:

Введение:

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков, необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.

По традиционной программе в конце четвёртого класса дети должны:

- знать таблицы единиц величин, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти знания в практике измерения и при решении задач,

- знать взаимосвязь между такими величинами, как цена, количество, стоимость товара; скорость, время, расстояние,

- уметь применять эти знания к решению текстовых задач,

- уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).

Однако результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину и единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками. Это связано с организацией изучения данной темы. В учебниках по традиционной программе недостаточно заданий, направленных на выяснение и уточнение имеющихся у школьников представлений об изучаемой величине, сравнение однородных величин, формирование измерительных умений и навыков, сложение и вычитание величин, выраженных в единицах разных наименований. Таким образом, чтобы улучшить математическую подготовку детей по теме «Величины и их измерение», необходимо пополнить её новыми упражнениями из системы развивающего обучения, улучшить оснащение школ наглядными пособиями, усовершенствовать методику работы по данной теме, повысить уровень подготовленности учителей начальных классов. Поэтому мы считаем проблему изучения величины в начальной школе актуальной. Исходя из актуальности проблемы, нами была выбрана тема: Изучение величин в начальной школе.

Глава 2:

В результате выясняется, что площадь прямоугольника равна 20, а площадь квадрата 36.

«Как же так, - говорит учитель, - получается, что в прямоугольнике уложилось мерок меньше, чем в квадрате? Может быть вывод, который мы сделали раньше, о том, что площадь квадрата больше площади прямоугольника, неверен?»

Поставленный вопрос помогает акцентировать внимание детей на том, что для сравнения площадей необходимо пользоваться единой меркой. Для осознания этого факта учитель может предложить выложить на фланелеграфе разные фигуры из четырёх квадратов или нарисовать их в тетради, обозначая квадрат клеткой (рис.10). После того, как задание выполнено, полезно выяснить:

• чем построенные фигуры похожи? (они состоят из четырёх одинаковых квадратов).

• можно ли утверждать, что площади всех фигур одинаковы? (дети могут проверить свой ответ, наложив квадраты одной фигуры на квадраты других).

Перед знакомством школьников с единицей площади полезно провести практическую работу, связанную с измерением площади данной фигуры различными мерками. Например, измеряя площадь прямоугольника квадратиками, получаем число 10, измеряя прямоугольником, состоящим из двух квадратиков, получаем число 5. Если мерка равна 1/2 квадратика, то получаем 29,если 1/4 квадратика, то получаем 40.(рис.11)

Дети подмечают, что каждая следующая мерка состоит из двух предыдущих, то есть, её площадь больше площади предыдущей мерки в 2 раза. [12, 60].

Отсюда вывод, во сколько раз увеличилась площадь мерки, во столько же раз увеличилось численное значение площади данной фигуры.

С этой целью можно предложить детям такую ситуацию. Трое учеников измеряли площадь одной и той же фигуры (фигура предварительно чертится в тетрадях или на листочках). В результате каждый ученик получил в ответе первый -8, второй -4,а третий -2. Учащиеся догадываются, что результат зависит от той мерки, которой пользовались ученики при измерении. Задания такого вида подводят к осознанию необходимости введения общепринятой единицы площади -1 см (квадрат со стороной 1см). Модель 1см вырезается из плотной бумаги. С помощью этой модели измеряются площади различных фигур. В этом случае учащиеся сами придут к выводу, что измерить площадь фигуры, значит узнать сколько квадратных сантиметров она содержит.

Измеряя площадь фигуры с помощью модели, школьники убеждаются в том, что укладывать 1см в фигуре неудобно и занимает много времени. Гораздо удобнее использовать прозрачную пластину, на которую нанесена сетка из квадратных сантиметров. Она называется палеткой. Учитель знакомит с правилами пользования палеткой. Она накладывается на произвольную фигуру. Подсчитывается число полных квадратных сантиметров (пусть оно равно а). Затем подсчитывается число неполных квадратных сантиметров (пусть оно равно b) делится на 2.(а+b):2. Площадь фигуры приблизительно равна (а+b):2см. Наложив палетку на прямоугольник, дети легко находят его площадь. Для этого подсчитывают число квадратных сантиметров в одном ряду, потом считают число рядов и перемножают полученные числа: а b (см). Измеряя линейкой длину и ширину прямоугольника, учащиеся замечают или учитель обращает их внимание на то, что число квадратов, которые укладываются по длине, давно численному значению длины прямоугольника, а число строк совпадает с числовым значением ширины.

Заключение:

В процессе написания работы была проанализирована психолого- педагогическая и методическая литература по теме «Величины» и их измерения. Изучая основы развивающего обучения, было установлено, что: в ходе развивающего обучения используются различные упражнения, задачи, вопросы, задания; развивающее обучение имеет свою структуру, а так же способы её организации; подготовка урока при развивающем обучении тоже имеет свою структуру.

Так как развивающее обучение это дидактическая система, то только знания теоретических основ развивающего обучения сможет помочь учителю в его организации. Анализ методической литературы по вопросу использования проблемных ситуаций на уроках математики показал что: развивающее обучение возможно на уроках математики, применение развивающего обучения возможно при изучении некоторых вопросов курса математики, разработаны развивающие упражнения, используемые на уроках математики, по теме «Величина и её измерение», при обучении возможны индивидуальная, коллективная и групповая формы работы учащихся. Было установлено, что изучение темы «Величина и её измерение» в начальных классах возможно с использованием развивающих упражнений. Также мы рассмотрели методику работы над темой «Величины и их измерение» по традиционной программе и при изучении величин в условиях развивающего обучения. Нами были рассмотрены возможности программ Петерсон Л.Г. и Истоминой Н.Б. по математике по использованию развивающих упражнений при изучении величин. Была подобрана и составлена

Похожие работы на данную тему