Безналичные расчеты. Банковские карты.

Название работы: Безналичные расчеты. Банковские карты.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

72 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7

1.1. Зарубежный опыт формирования карточной платежной системы 7

1.2. История развития карточных платежных систем в Российской Федерации 8

1.3. Сущность классификации карт 15

1.4. Исследование платежных схем 26

АНАЛИЗ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ 35

2.1. Анализ организации работы с банковскими карточками в Усть-Илимском отделении Сбербанка РФ №7966 36

2.2. Анализ финансовых результатов по работе с банковскими картами в ОСБ 7966 44

2.3. Анализ банковских карточек Усть-Илимского отделения Сберегательного Банка РФ № 7966 45

2.4. Анализ оснащения платежной системы и технологические вопросы ее функционирования 50

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЩЕЙ СЕТИ «СБЕРКАРТ» 60

3.1. Предложения по улучшению условий использования «СБЕРКАРТ» 60

3.2. Предложения по определению основных направлений развития банковской сети 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Выдержка:

Введение:

С началом развития в России системы коммерческих банков, пласти-ковые расчетные карты медленно, но неуклонно завоевывают популяр-ность и в нашей стране.

«Карточное» дело в России переживает сегодня настоящий бум.

Число магазинов, предприятий службы быта, железнодорожных и авиа-касс и других организаций обслуживания населения, принимающих к оплате те или иные пластиковые карточки неуклонно растет. Установлено множество банкоматов и смарт-терминалов в сфере торговли и сервиса. Для многих участников этого процесса карточки стали не только престиж-ным, но и весьма выгодным размещением капиталов. По данным ряда бан-ков и платежных систем, такое дорогое устройство, как банкомат, при ак-тивном и правильном использовании его в рамках успешно работающей системы окупается за четыре-шесть месяцев.

Стремительное развитие научно-технического прогресса за послед-ние пятьдесят лет не могло не сказаться на развитии банковских техноло-гий, несмотря на консерватизм этой сферы общественной жизни. Приме-нение компьютеров позволило не только значительно сократить трудовые затраты при совершении банковских операций, унифицировать бухгалтер-ский учет, ускорить взаиморасчеты, но и дало возможность широкого вне-дрения принципиально новых банковских продуктов. К числу таких про-дуктов, несомненно, относится и осуществление взаиморасчетов посредст-вом пластиковых карт.

С 1949 года, времени создания первой массовой расчетной системы, технология этих операций усовершенствована настолько, что сегодня без них невозможно себе представить финансовые системы большинства стран мира.

Глава 3:

На 1 января 2004 года операции с банковскими карточками широко применяются в работе Усть-Илимского отделения. Так организованы пункты выдачи наличных по банковским карточкам - 8 пунктов, 1 опера-ционный пункт, установлено 9 банкоматов в г. Усть-Илимске, к расчетам по карточкам «СБЕРКАРТ» привлечено 17 предприятий торговли и серви-са.

Основная функция банковских учреждений, подключенных к систе-ме СБЕРКАРТ - предоставление клиенту возможности управлять своим счетом, которая (функция), в свою очередь, в системе СБЕРКАРТ делится на несколько составляющих:

1) открытие карт-счета и выдача карточки;

2) безналичное зачисление на карт-счет;

3) взнос наличными на карт-счет;

4) пополнение (отражение) средств на карточку;

5) безналичное перечисление с карт-счета;

6) снятие наличных с карточки;

7) смена пароля карточки;

8) перенос средств с закрытого остатка на открытый;

9) "удаленное" пополнение карточки.

В зависимости от потребностей конкретного клиента, принципиаль-ное значение имеют функции 1,2,3,4,5,6 и 9 (в " зарплатном" варианте). Полный набор данных функций в системе «СБЕРКАРТ» могут выполнять только главные участники расчетов и операционные пункты.

В работе ОСБ 7966 остаются некоторые трудности, с которыми при-ходится сталкиваться при предложении клиентам "зарплатных" карточек. Сложившаяся за многие годы практика получения заработной платы (в оп-ределенные дни, по месту работы, сразу всю сумму) создает психологиче-ские трудности при переходе на " зарплатные карточки". Новые, предла-гаемые Сбербанком условия получения заработной платы должны быть уж если не лучше, то, во всяком случае, не хуже тех, к которым привыкли по-тенциальные клиенты. Очевидно, что на каждое предприятие банкомат не поставишь, поэтому переориентировать клиентов на получение заработной платы в учреждениях банка и банкоматах можно лишь при развитой сети банковских учреждений, выполняющих "принципиальные" функции.

В рамках каждого отделения должна быть реализована задача созда-ния такой сети через собственные филиалы и банкоматы. Однако выпол-нение такой задачи в рамках одного главного участника не позволит кли-ентам одного отделения использовать сеть другого отделения (кроме 6,7,8), что существенно снижает для клиента свободу пользования карточ-кой. Поэтому, для повышения эффективности использования общей сети СБЕРКАРТ должна быть реализована возможность связи со "своим" сер-вером через сеть другого отделения.

Понятно, что ситуация, когда каждый терминал и каждый банкомат доступен для "чужого" сервера на сегодняшний день нереальна, да и вряд ли это необходимо. Однако, чем больше будет учреждений, выполняющие "принципиальные" функции (операционные пункты) и чем больше будет банкоматов и терминалов, позволяющих "добраться" до "своего" сервера, тем качественней услугу можно предложить клиентам.

Помимо реализации вышеперечисленных возможностей оборудова-ния, принципиально важное значение для эффективности банковской сети имеет определение места установки банкомата.

Заключение:

Подводя итоги можно сделать, по меньшей мере, несколько выводов.

Во-первых, следует отметить, что рынок банковских услуг в целом претерпел значительные изменения и выжившие в условиях финансовых кризисов, наиболее жизнеспособные банки вынуждены развернуть между собой борьбу за привлечение наиболее выгодных, наиболее богатых кли-ентов. Одним из важных составляющих этой борьбы является расширение спектра предоставляемых услуг, в том числе и за счет операций с между-народными карточками. При этом с учетом международного опыта, неиз-бежным представляется развитие тенденции к объединению первоначаль-но разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему. Учитывая специфику положения на финансовом рын-ке Сбербанка России именно ему удобнее и выгоднее всего выступить в качестве координатора этой системы. Причем и всем остальным участни-кам будет наиболее удобно и выгодно, если эти функции останутся за Сбербанком России.

Во-вторых, в силу конкурентной борьбы за клиентов участники сис-тем карточных расчетов неизбежно будут стремиться к снижению стоимо-сти своих услуг, удешевлению стоимости карточек для клиентов и расши-рению спектра применяемых финансовых схем (в том числе и схем креди-тования с использованием пластиковых карт).

В-третьих, развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска пласти-ковых карточек. И если на сегодняшний день этот рынок еще развивается за счет узкого сегмента потребителей, для которых обладание пластиковой карточкой - скорее вопрос престижа, нежели потребности в этой услуге, то при попытке расширения круга пользователей банки неизбежно столк-нуться с необходимостью значительного расширения инфраструктуры об-служивания. Причем эмитенты могут справиться с этой задачей с мини-мальными затратами только объединив свои усилия. Необходимо доби-ваться унификации сфер и стандартов использования карточек и техноло-гии их обслуживания, причем оптимальным следует считать унификацию и стандартизацию на государственном уровне.

Похожие работы на данную тему