Развитие познавательной активности младших школьников через систему учреждений дополнительного образования

Название работы: Развитие познавательной активности младших школьников через систему учреждений дополнительного образования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.3

Глава I. Познавательная активность младшего школьника как педагогический феномен

1.1.Сущность понятия «познавательная активность».6

1.2.Влияние некоторых психических процессов на развития

познавательной активности младшего школьника и пути формирования их развития.12

Выводы по главе I.20

Глава II. Роль учреждений дополнительного образования в развитии познавательной активности младшего школьника

2.1.Становление и развитие системы дополнительного образования.21

2.2.Образовательная среда и дополнительное образование.28

2.3.Формы программы дополнительного образования в развитии познавательной активности младшего школьника и их возможности.48

2.4.Проект коррекционной программы по развитию познавательной активности младших школьников на базе работы кружка «Умники и Умницы».52

Выводы по главе II.57

Заключение .59

Библиографический список.62

Выдержка:

Введение:

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития человека является одной из актуальных, т.к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Психологи считают, что младший школьный возраст несёт в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребёнка.

Потребность саморазвития и способность удовлетворять её посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребёнка делает обладание таким качеством как познавательная активность.

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов.

Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж-Ж Руссоопределяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.

Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы её активизации у младших школьников. Это такие ученые, как А.К. Марков, В.И. Лозовая, Ж.Н. Тельнова, Г.И. Щукина и многие другие.

Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались такие учёные как: А.Г.Асмолов, А.К. Бруднов, И.В. Калиш, В.И. Панов и другие.

Таким образом, актуальность проблемы развития познавательной активности определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная разработанность в практике учреждений дополнительного образования определили выбор нами темы исследования: «Развитие познавательной активности младших школьников через систему учреждений дополнительного образования».

Целью нашей работы явилось: изучение возможностей учреждений дополнительного образования в развитии познавательной активности младшего школьника и разработка проекта коррекционной программы по развитию познавательной активности младших школьников на базе кружка «Умники и Умницы».

Глава 2:

Туристско-краеведческое направление – организация походов и путешествий разной степени сложности с использованием спортивного оборудования. Изучение детьми природы, истории, культуры родного края. Программы проектируются с учётом социокультурного потенциала посёлка, города, региона. Ориентированы на развитие творческих способностей учащихся в исследовательской, экскурсионной деятельности, на привлечение детей к участию в общественно полезных, социально значимых акциях.

Художественное направление – программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства – музыкальное творчество,

театральное творчество, хореографическое творчество, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

Следовательно, существующие различные формы дополнительного образования обладают отличительной чертой организации деятельности детских объединений – гибкостью и вариативностью, это ориентируясь на потребности и интересы детей. Содержание программ дополнительного образования так же зависит от социальных запросов со стороны родителей, школы, органов управления образованием. Которые классифицируются по различным направлениям: техническое; эколого-биологическое; туристско-краеведческое; художественное; спортивное направление.

Заключение:

Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

- естественное стремление школьников к познанию.

- положительное отношение к учёбе.

- активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребёнка результата;

- проявление воли в процессе овладения знаниями. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о её формировании и развитии.

Наше исследование убеждает в том, что не всегда общеобразовательное учреждение в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени, тогда как УДО, имеющие в своей основе принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребёнка.

Похожие работы на данную тему