Поддержка малого предпринимательства в ХМАО

Название работы: Поддержка малого предпринимательства в ХМАО

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ 6

1.1. Сущность малого предпринимательства 6

1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России 12

1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России 16

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 19

2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства 19

2.2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства 21

2.3. Направления государственного регулирования малым предпринимательством 23

Глава III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 29

3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства 29

3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства 33

3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом 35

Глава IV. Анализ муниципальной программы поддержки малого предпринимательства Ханты-Мансийском округе на 2003-2004 годы 37

3.1. Порядок кредитования малого предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа 37

3.2. Реализация программы поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе в 2004 – 2005 годах 41

Глава V. Существующие проблемы развития малого предпринимательства в ХМАО и пути их преодоления 55

4.1. Проблемы сдерживающие развитие малого предпринимательства ХМАО 55

4.3. Итоги реализации государственных программ поддержки малого предпринимательства и перспективы развития малого бизнеса 67

4.4. Содействие развитию малого предпринимательства путем создания нормативно-правовой базы 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

Список используемой литературы 83

Выдержка:

Введение:

Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть – предприниматели - общество.

В последнее время власть пытается решить эту проблему, но попытки эти крайне осторожны и во многих случаях непрофессиональны. Беда государственного воздействия (федерального, регионального и местного) на предпринимательство состоит в отсутствии долгосрочных и устойчивых программ, что не позволяет устанавливать понятные всем правила (нормативно-правовые, налоговые, ценностные).

Выработка концептуально-стратегических подходов всегда является сложным этапом и требует междисциплинарных исследований, применения совокупности методов, но всегда наиболее плодотворна потому, что позволяет понять взаимосвязь и взаимодействие экономических, социальных, правовых, духовно-культурных механизмов, которые в конечном итоге определяют становление и цивилизованное развитие такого сложного явления, каким является предпринимательство.

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.

Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный строй общества.

Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли своеобразного «возмутителя спокойствия» и переводит экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста. Поэтому сейчас в условиях нашей российской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, это на сегодняшний день является актуальным вопросом.

Предыдущая модель общественного развития в нашей стране базировалась на подавлении предпринимательского духа в обществе и самого предпринимателя как носителя культуры и творческого стиля мышления. Опыт наших реформ (особенно начального периода) показал, что при отказе на словах от традиционной модели, стереотипов мышления фактически продолжается эта же линия. В стране не создан благоприятный предпринимательский климат, нет твердо установленных правил поведения на рынке, отсутствует широкая система мер поддержки инициатив граждан. Еще предстоит выработать оптимальные формы существования малого предпринимательства в нашей стране.

Исходя из этого, необходимо рассмотреть государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства, что и является целью моей курсовой работы.

Глава 4:

Данные показатели не дают полной картины поддержки предпринимательства в округе, ввиду отсутствия координации деятельности окружных и территориальных структур, в той или иной мере поддерживающих малый бизнес.

Разработка стратегии развития малого и среднего бизнеса, как части общей стратегии экономического развития округа и подъема местной промышленности и сферы услуг, позволила бы согласовать действия различных организаций, которые имеют одним из направлений деятельности - развитие предпринимательской инициативы, таких как Фонды занятости населения, Комитеты по делам молодежи, Торгово-промышленная палата и другие, и привести к достижению таких целей, как:

- подъем уровня экономической активности;

- диверсификация экономической деятельности;

- интенсивное создание новых рабочих мест;

- снижение уровня безработицы;

- повышение уровня жизни;

-перенос ресурсов (человеческих и материальных) из неперспективных отраслей экономики в перспективные или жизненно-необходимые;

- внедрение инновационных технологий;

- улучшение инфраструктуры развития бизнеса.

И в итоге - к снижению социальной напряженности.

В связи с тем, что малый бизнес по сути своей регионален: большинство малых предприятий действует на локальных рынках, ориентировано на местных потребителей, изыскивает производственные ресурсы в непосредственной близости от региона своей деятельности, вносит налоги в местный бюджет, необходимо дальнейшее стимулирование развития малого бизнеса со стороны законодательной и исполнительной власти окружного и местного значения.

Формирование среднего класса становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности в российском обществе. Малые предприятия на сегодняшний день являются центрами разработки товаров и большого количества разнообразных услуг населению, то есть служат двигателями и генераторами экономики округа. Малое предпринимательство способно создать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в округе. Сложившаяся отраслевая структура по количеству предприятий последние годы практически не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли, общепита (39,5 %), строительство (26,2 %), промышленность (8,8 %), доля других видов деятельности составляет - 25,5 %. По оценке 2005 года численность работающих на малых предприятиях увеличилась на 7,3 % и составила 54704 человек, по прогнозу на 2006 год численность работающих увеличится и составит: по первому варианту прогноза - 55779 чел. и по второму варианту - 54582 чел.

Численность предпринимателей без образования юридического лица, по оценке 2005 года составила 44221 единицу. Наибольший удельный вес предпринимателей - в торговле и общепите - 68,5 %, на транспорте и связи - 14,7 %. Таким образом, 12,5 % экономически активного населения округа так или иначе связано с малым бизнесом. Около 300 000 человек частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства, то есть 22 % среднегодовой численности населения округа. (Источник: Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа на 2006 год. Администрация ХМАО, КЭП, январь 2006 года).

Администрация округа на протяжении трех последних лет ведет активную политику по становлению и развитию класса мелких товаропроизводителей. С этой целью был создан Окружной фонд поддержки предпринимательства, который финансирует предпринимательские начинания в сфере производства товаров и услуг.

Готовится «Закон о государственной поддержке малого предпринимательства в ХМАО», «Закон о едином налоге на вмененных доход для определенных видов де6ятельности», которые установят для субъектов малого бизнеса благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности в округе.

В современных экономических условиях на этапе развития рыночных взаимоотношений создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Заключение:

Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая централизованная система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.

Постепенно накапливается критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый и средний бизнес. Именно свободное предпринимательство призвано интенсифицировать дальнейшее развитие экономических реформ в России.

В процессе исторического развития отношение и к фигуре предпринимателя и к малому бизнесу в мире менялось. В полной мере роль последнего в формировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е гг. Именно тогда в развитых и ряде развивающихся стран стала осуществляться политика комплексной поддержки и стимулирования малого бизнеса. Сегодня опыт США, Японии, Южной Кореи, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

За последние годы в России в сфере малого бизнеса тоже произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых форм, бизнес-инкубаторов, технопарков; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

Развитие малого предпринимательства оказывает непосредственное воздействие на становление локальных рыночных отношений: ведь очень важно, чтобы каждый человек имел возможность реального выбора - быть наемным работником или предпринимателем.

Специфика поддержки малого бизнеса и состоит в том, что поддерживать нужно конкретного человека. Создание благоприятного климата для малого бизнеса, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору. Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого предпринимательства, позволяющее задействовать все имеющиеся ресурсы (отбор предпринимателей, подготовка их к деятельности на рынке, организационное содействие, предоставление льгот, преференций и т.д.)

Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. Чтобы упорядочить наработанный опыт от первоочередных мер, с присущими этому этапу пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам поддержки и развития малого бизнеса на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур. Внедрение аналоговых механизмов элитного отбора и подготовки предпринимателей, развитие контрактной субподрядной системы становления мелкомасштабных рынков и формирования структур производственно-технического обеспечения позволят не только сосредоточить имеющиеся ресурсы в товаропроизводящем секторе малого бизнеса, но и задействовать интеграционные возможности межрегиональных и межотраслевых связей.

Похожие работы на данную тему