Работа над уместностью речи на уроках русского языка

Название работы: Работа над уместностью речи на уроках русского языка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.

Глава I. Теоретические основы.

1.1 Сущность и особенности уместности как коммуникативного

качества речи…

1.2 Речевой этикет как показатель личностно-психологической уместности…

1.3 Требования школьных учебников и программ к работе над уместностью речи учащихся…

Выводы по первой главе…

Глава II. Развитие уместности речи учащихся на уроках русского языка в 3 классе…

2.1 Нарушения уместности в речи детей младшего школьного возраста…

2.2 Возможности развития уместности речи на уроках русского языка в 3 классе…

Выводы по второй главе…

Заключение…

Литература…

Выдержка:

Введение:

В условиях индивидуализации, дифференциации и гуманизации процесса обучения, переход начальной школы на четырёхлетний цикл, а вместе с этим выработка и совершенствование индивидуальных образовательных программ наводит на мысль о необходимости разрешения вопросов, связанных с эффективностью обучения младших школьников, в частности в области совершенствования речи.

Данные вопросы исследовались крупнейшими отечественными и зарубежными учеными: М.М. Бахтин, Н.Ф. Бунаков, Ф.И. Буслаев, В.П. Вахтров, Л. Выготский, А.Н. Гвоздев, В.Г.Горецкий, Г.Н. Грехнева, М. Дюфрен, Л.Я. Желтовская, Н.Л. Закожурникова, А.И. Зимняя, М.С.Каган, В.А. Канн-Колик, Н.П. Каноныхин, М. Коски, Ю.С. Кричанская, А.Ю. Купалова, М.Г. Кучинский, М.Р. Львов, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, В.Д. Одоевский, Ж. Плаже, В. Прейер, Н.А. Рыбников, О.В. Сосновская, И.И. Средневский, В.А. Сухомлинский, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский, К. Черри, Т. Шибутани, Р. Шовен, В. Штерн, Л.В. Щерба и другие.

Исходя из данных исследований, одна из наиболее значимых на современном этапе педагогической науки проблема изучения младших школьников такому важному лингвистическому аспекту, каким является речь.

Глава 2:

В процессе работы следует помнить, что аспект личностно-психологической уместности можно рассмотреть как процесс взаимодействия учителя и учащихся.

Коммуникативно-целесообразная речь в условиях педагогического взаимодействия учителя и учащихся имеет свою специфику. Необходимо знать, что уместность речи учителя предлагает умение учитывать ситуацию общения и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения. В ситуации сообщения нового материала – заинтересованный тон, различные способы привлечения внимания, в ситуации опроса – четкую постановку вопроса, доброжелательный тон. Учитель не может позволить себе грубости и бестактности. Стремясь к тому, чтобы речь оптимально способствовала решению образовательно-воспитательных задач, учитель не может позволить себе говорить много словно, но и в то же время скороговоркой. Для речи учителя характерен такой тип произношения, при котором слова произносятся тщательно, отчетливо.

Требование уместностью речи предполагает также учёт возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, что отразиться на отборе языковых средств и приспособлении речи к определенной учебно-речевой ситуации.

Таким образом, каждый вид речевой уместности можно и нужно развивать в процессе изучения разных тем на уроках русского языка. Это способствует повышению речевой и общей культуры младших школьников.

Заключение:

Анализ литературы и обобщение опыта учителей, работающих в плане проблемы проследования позволяет сделать определенные выводы. Изучение теоретические выкладки проблемы, практические наблюдения и наработки позволяют прийти к определённым выводам.

Ознакомление с теоретическими трудами психологов, педагогов-мыслителей, философов показало, что работа над уместностью речи необходима в начальных классах.

Выработка оптимальной модели, по которой осуществляется обучение младших школьников речи, и работа над формированием её уместности является одной из значимых проблем на современном этапе педагогической науки.

Анализ учебных трудов, программ, опыта работы учителей позволили выявить основные причины малоэффективной работы по формированию уместности речи учащихся, практическая и методическая подготовка учителей начальных классов к использованию данного материала.

В процессе изучения литературы выявлены теоретические и практические основы, способствующие эффективному осуществлению учебного процесса по формированию уместности речи на уроках в начальных классах, подбор результативных приёмов и методов работы с учетом возраста учащихся, их интересов.

Похожие работы на данную тему