Правовая природа института возбуждения уголовного дела

Название работы: Правовая природа института возбуждения уголовного дела

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Правовая природа института возбуждения уголовного

дела 6

1.1. История развития института возбуждения уголовного

дела 6

1.2. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного

дела 17

ГЛАВА II. Процессуальный порядок возбуждения уголовного

дела 29

2.1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела 29

2.2. Порядок возбуждения уголовного дела 47

2.3. Институт обжалования на стадии возбуждения

уголовного дела 69

2.4. Организация прокурорского надзора на стадии

возбуждении уголовного дела 75

Заключение 83

Список использованной литературы 86

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. Провозглашение Конституцией Российской Федерацией человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), возведение в конституционный ранг прав граждан на судебную защиту и доступ к правосудию (ст.ст. 46, 52) повышают ответственность правоохранительных органов за выполнение возложенных на них задач. В первую очередь это касается уголовно процессуальной –деятельности, призванной обеспечить раскрытие каждого преступления, защиту и восстановление нарушенных прав и интересов граждан, справедливое наказание лиц виновных в совершении преступлений. Важная роль в решении указанных задач принадлежит первоначальному этапу этой деятельности, связанному с принятием решения о возбуждении уголовного дела.

Возбуждения уголовного дела в структуре Российского уголовного процесса занимает особое место и имеет многоплановое значение с точки зрения осуществления его задач. Во-первых, в нем выражается реакция государства на деяние, которое квалифицируется как преступное, во вторых, он открывает возможность использования всех уголовно-процессуальных, криминалистических, оперативных и других правовых средств для пресечения преступных действий, установление и изобличения лиц, виновных в их совершении, восстановлении нарушенных прав и возмещении вреда, причиненного преступлением. В третьих, данный акт порождает не только возможность, но и необходимость применения принудительных мер, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности. Наконец, он является своеобразной точкой отчёта начала действия специфического режима уголовно-процессуального регулирования взаимоотношений человека и государства (в лице конкретного должностного лица) и определяет пределы правового поля, в рамках которого допускается использование соответствующих полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование по уголовному делу.

Глава 2:

Направление копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела является, своего рода, извещением конкретных, заинтересованных лиц (заявителя и прокурора) о результатах проведенной проверки по поступившему сообщению о преступлении. Между тем, одним из поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение, распространенное в средствах массовой информации о совершенном или готовящемся преступлении, в этом случае отсутствует конкретный заявитель, а само сообщение об общественно опасном деянии становится достоянием широкой общественности (населения). Информирование населения о состоянии законности является одним из принципов организации деятельности Прокуратуры Российской Федерации. На этом основании, законодатель возложил обязанность опубликования информации об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, в средствах массовой информации.

Какой объем информации должен в такой ситуации быть опубликован, законодателем не определяется. Поэтому законным следует признать и опубликование минимально значимого объема сведений. В средстве массовой информации достаточно указать наименование заметки, в которой сообщалось о преступлении, номер и дату выпуска периодического печатного издания (радио-, теле-, видеопрограммы, иной формы периодического распространения массовой информации), в котором она была опубликована, и собственно решение по результатам проверки этого сообщения - решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Некоторые процессуалисты не исключают возможности опубликования информации об отказе в возбуждении уголовного дела и в других, помимо тех, которые сообщили о преступлении, средствах массовой информации.

Полностью исключать такую возможность нельзя. На момент вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела опубликовавшее сообщение о преступлении средство массовой информации может быть ликвидировано, реорганизовано или его деятельность приостановлена. Как минимум в такой ситуации требования закона об опубликовании рассматриваемой информации могут быть реализованы путем ее помещения в иное средство массовой информации. Более того, законодатель прямо не возлагает на должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, обязанности публиковать опровержение сообщению о преступлении только лишь в тех изданиях и передачах, в которых ранее оно было распространено. Но все же следователям (дознавателям и др.) следует рекомендовать стремиться к опубликованию информации об отказе в возбуждении уголовного дела именно в том средстве массовой информации, в котором впервые было сообщено о преступлении, и лишь при невозможности это сделать принимать меры к ее опубликованию в другом средстве массовой информации.

Заключение:

Институт возбуждения уголовного дела имеет важное процессуальное, уголовно–правовое и социальное значение. С возбуждения уголовного дела начинается уголовно–процессуальная деятельность органов предварительного расследования, направленная на раскрытие преступного деяния и на выявление лиц, принимавших участие в совершении преступлении, с целью привлечения их к уголовной ответственности.

Заканчивая рассмотрение нашей работы можно сделать следующие, нижеизложенные выводы.

- Институт возбуждения уголовного дела, за рассмотренный нами исторический период с 1917 года и по настоящее время прошел несколько этапов развития. За это время было принято четыре (1922, 1923, 1960, 2002 гг) уголовно –процессуальных кодекса, в которых, рассматриваемая нами стадия постоянно совершенствовалась, конкретизировалась, по своему содержанию увеличивалась в объеме ( в ныне действующем кодексе она впервые стала состоять из двух глав). Вся эта динамика развития на каждом этапе соответствовала духу своего времени и отвечала общественным интересам.

Похожие работы на данную тему