Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией

Название работы: Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

102 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Истоки и социальная опасность коррупции 5

1.1. Европейские и национальные аспекты борьбы с коррупцией 5

1.2. Меры борьбы с коррупцией на международном уровне 18

1.3. Предпосылки борьбы с коррупцией 25

Глава 2. Уголовно-правовые методы борьбы с коррупцией 29

2.1. Общая характеристика преступлений связанных с коррупцией 29

2.2. Пути предупреждения и пресечения коррупции 42

2.3. Методы борьбы с коррупцией 49

Заключение 54

Литература 56

Выдержка:

Введение:

Одной из главных проблем современной России является обуздание преступности, и в частности коррупции. По оценкам специалистов, коррупция в аппарате публичной власти достигла небывалых масштабов и представляет собой серьезнейшую угрозу для личности, общества и государства, нормального развития страны . Она в значительной степени блокирует, заглушает общественно полезные ростки проводимых политических и социально-экономических преобразований.

Особую опасность для государства и общества представляет т.н. элитарная коррупция, т.е. коррупция в высших эшелонах государственной власти. "Элитарная коррупция характеризуется: высоким социальным положением субъектов ее совершения; изощренно-интеллектуальными способами их действий; огромным материальным, физическим и моральным ущербом; исключительной латентностью посягательств; снисходительным и даже бережным отношением властей к этой группе преступников. Эта коррупция имеет высочайшую приспособительную способность, она непрерывно мимикрирует, видоизменяется, совершенствуется, самозащищается. Коррупция элитарная, имея особо скрытый и согласительный характер, в условиях доминирующей жесткой алчности и продажности властей взаимовыгодна и для берущих, и для дающих. И хотя страдает от нее и государство, и общество, и народ, но эти страдания как бы виртуальны, невидимы и опосредованы. Коррумпированная бюрократия умна, образованна, богата и властна" .

На неэффективность антикоррупционных мер указал в мае 2006 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, отметив, что, несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития – коррупцию.

Все эти факты в значительной степени объясняют актуальность и высокую значимость выбранной темы. Цель работы – исследовать уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией в современной России.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

- определен понятийный аппарат исследуемого вопроса,

- исследованы аспекты борьбы с коррупцией за рубежом,

- проанализированы меры по борьбе с коррупцией.

Методологическую и информационную базу дипломной работы составили законы и законодательные акты, фундаментальные научные труды в исследуемой области, научные публикации в журналах, ресурсы Интернет.

Обуздать коррупцию можно, лишь устранив порождающие ее условия, борьба же с ней должна и может вестись комплексно и системно, но без перегибов и без пощады и обязательно опираться на четко выработанную и утвержденную правовую политику.

Глава 2:

Характеризуя действие или бездействие как признак объективной стороны должностного преступления, необходимо отметить, что оно: а) совершается с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому служебному положению; б) совершается вопреки интересам службы.

Суть первого признака в том, что сама возможность совершения указанного в законе действия обусловлена компетенцией виновного или значимостью и авторитетом занимаемой им должности. Иными словами, совершая преступление, виновный использует фактически имеющиеся у него в силу занимаемого служебного положения возможности. Таким образом, действие как признак объективной стороны должностного преступления может формально входить в компетенцию виновного или вытекать из нее, быть с ней связанным. Если же речь идет о бездействии, то обязанность действовать определенным образом (не выполненная виновным) непосредственно предусмотрена в том или ином акте, содержащем функциональные обязанности виновного (закон, приказ, положение). В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 30 марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" указал, что по этим делам необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, а также нормативные акты, их регламентирующие .

Второй признак свидетельствует о том, что виновный использует свое служебное положение не в интересах публичной службы, а вразрез с ними ("во зло"). Его деяние противоречит как конкретным целям и задачам занимаемой должности или осуществляемой им публичной деятельности, так и целям и задачам всего публичного аппарата в целом. Иными словами, специальные возможности, предоставленные виновному для обеспечения общественных интересов, используются им в целях, которые этим интересам противоречат, в результате чего причиняется или создается реальная угроза причинения вреда.

Основные составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 285.1, 285.2, 287, 289 - 292 УК, сконструированы по типу формальных, поэтому такие преступления являются оконченными в момент совершения указанных в законе деяний, вне зависимости от фактического наступления последствий. Составы остальных должностных преступлений материальные, т.е. они предусматривают в качестве обязательного признака общественно опасные последствия, чаще всего характеризуемые как существенное нарушение прав и охраняемых законом интересов личности, общества или государства. Соответственно обязательным признаком этих преступлений является причинная связь между нарушением (неисполнением) лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями.

С субъективной стороны все должностные преступления, кроме халатности, характеризуются умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285, 292 УК, в качестве обязательного признака альтернативно предусматривают мотив совершения преступления - корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстный мотив также характерен и для преступлений, предусмотренных ст. ст. 289, 290 УК, однако прямо в диспозициях соответствующих статей не назван.

В зависимости от специфики субъекта преступления, все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления подразделяются на следующие виды:

1) преступления, совершаемые любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта, - ст. 291 УК;

2) преступления, совершаемые государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (публичными служащими), которые не являются должностными лицами, - ст. 288 УК;

3) преступления, совершаемые должностными лицами, - ст. ст. 285 - 287, 289, 290, 293 УК;

4) преступления, совершаемые как должностными лицами, так и публичными служащими, которые не являются должностными лицами, - ст. 292 УК.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств соответствующего бюджета субъекта РФ. Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Заключение:

Наличие статистической информации о коррупции за пределами правоприменительной сферы не снимает остроты этой проблемы для уголовно-исполнительной системы. Коррупция столь же застарелая болезнь государственной власти, как, например, бюрократизм.

Повышенная общественная опасность коррупции в сфере публичного управления определяется тем, что, проявляясь в поведении субъектов, призванных осуществлять функции интеграции и контроля в различных сферах общества, она подрывает основы публичной власти. Зарубежные исследователи к основным формам коррупции относят должностные хищения и вымогательства, различные виды превышения властных полномочий и бездействия власти, непотизм (то, что по-русски называется блат, связи, кумовство), протекционизм, а также любые нечестные методы, применяемые чиновниками, политическими и иными функционерами для извлечения выгод и преимуществ из своего положения в управленческой структуре.

Анализ проблемы коррупции за последние 15 лет показывает, что применение в отношении сотрудников контрольных, воспитательных и профилактических мер в начальный период социально-экономических реформ в России существенно уменьшилось, что явилось результатом процессов общей девальвации нравственных устоев в обществе, организационных изменений, повлекших практически полную ликвидацию таких институтов и органов общественной самодеятельности, как наставничество, индивидуально-воспитательная работа с подчиненными, советы коллективов, товарищеские суды, женские советы.

Систематическая коррупция особенно активно проявляет тенденцию к генерализации - расширению сфер функционирования. Так, из внешней правоприменительной среды она постепенно проникает во внутриорганизационные отношения, служебную сферу, в отношения между самими сотрудниками органа, учреждения, поражая как низовые, так и управленческие звенья. Прием на службу, зачисление на учебу в ведомственное образовательное учреждение правоохранительной службы, назначение на должность, служебное продвижение, присвоение очередного специального звания, содействие в уклонении от ответственности за должностной проступок и другие важные для личного состава вопросы кадровой работы приобретают определенное денежное выражение - цену, или таксу.

Похожие работы на данную тему