Исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности

Название работы: Исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 5

1.1. Концептуальные подходы в исследовании конфликтного поведения 5

1.2. Стили конфликтного поведения 7

1.3. Влияние самооценки на уровень конфликтности личности 13

Вывод по первой главе 18

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 19

2.1. Организация и методики исследования 19

2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования 22

Вывод по второй главе 26

Заключение 27

Литература 28

Приложение.31

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования.

Умение оценивать себя закладывается в раннем возрасте, а развитие и совершенствование его проходит в течение всей жизни человека. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие. Между тем в школе вопросам фоpмиpования самооценки уделяется недостаточное внимание, ее pоль недооценивается. Однако, неадекватная самооценка может стать причиной различных девиаций личности ребенка.

В наше время одна из основных проблем подросткового возраста заключается в повышенной конфликтности у детей. Повышенная агрессивность, неумение находить выход из конфликтных ситуаций часто становятся источниками нарушения межличностного общения подростка с родителями, учителями, сверстниками.

Изучения проблемы конфликта и конфликтной личности рассматривается в рамках науки конфликтологии такими исследователями как С.Г. Шуман, В.П. Шуман, М.Т. Авсиевичем, Л.И.Мельником, Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной, А.И.Сорокиной и др.

Вопросы влияния самооценки на уровень конфликтности личности изучались А.А.Реаном.

Цель исследования – исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.

Объект исследования - учащиеся 11-го класса средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования – влияние самооценки на уровень конфликтности личности старшеклассников.

Задачи исследования:

1) Провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2) Выявить особенности самооценки и конфликтности личности старшеклассников.

3) Опровергнуть влияние уровня самооценки на уровень конфликтности личности старшеклассников.

Гипотеза: Самооценка взаимосвязана с тенденцией к конфликтному поведению.

Глава 2:

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариан¬тов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

□ очень часто - 4 балла;

□ часто - 3 балла;

□ иногда - 2 балла;

□ редко - 1 балл;

□ никогда - 0 баллов.

Тест используется как индивидуально, так и в группе.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям:

0-25 баллов - высокий уровень самооценки;

26-45 баллов - средний уровень самооценки;

46-128 баллов - низкий уровень самооценки.

При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладить¬ся под мнения других.

При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страда¬ет от «комплекса неполноценности».

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена [24]

1. Определить, какие два признака или две иерархии признаков будут участвовать в сопоставлении как переменные А и В.

2. Проранжировать значения переменной А, начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занести ранги в первый столбец таблицы по порядку номе¬ров испытуемых или признаков.

3. Проранжировать значения переменной В, в соответствии с теми же правилами. Занести ранги во второй столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.

4. Подсчитать разности d между рангами А и В по каждой строке таблицы и занести в третий столбец таблицы.

5. Возвести каждую разность в квадрат: d2. Эти значения занести в четвертый столбец таблицы.

6. Подсчитать сумму квадратов d2.

Заключение:

В данном исследовании были рассмотрены теоретические и эмпирические аспекты влияния самооценки на уровень конфликтности личности.

В зарубежной психологии поиски индивидуально-психологических детерминант конфликтного поведения обусловлены тем, к какому направлению в психологии принадлежит автор. В соответствии с этим выделяют следующие теории конфликтного поведения: трансактный анализ (Э.Берн), теория структурного баланса Ф.Хайдера и др.

В отечественной психологии, где господствующим был деятельностный подход в изучении психологических феноменов, были получены также интересные данные в работах Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной.

Как выяснилось исследование влияния уровня самооценки личности на конфликтность рассматривается преимущественно с позиции агрессивного поведения. Проведенные исследования (А. Реан) подтверждают наличие корреляционных связей между уровнем самооценки и конфликтности личности. Однако с содержательно-психологической точки зрения понятия "агрессивность" и "конфликтность" обозначают различные психологические феномены.

На эмпирическом этапе исследования мы подобрали методики (Тест «Оценка уровня конфликтности» В.И.Андреева, тест «Изучение самооценки личности») для диагностики уровня самооценки и конфликтности личности, провели их диагностику, провели количественную и качественную обработку результатов диагностики, анализ полученных результатов.

Для проверки гипотезы о влиянии уровня самооценки на уровень конфликтности личности, мы использовали сравнение выборочных средних показателей самооценки и уровня конфликтности личности, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, значение которого опровергло гипотезу о влиянии самооценки на уровень конфликтности личности.

Похожие работы на данную тему