История банковской практики

Название работы: История банковской практики

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...4

1.История банковского дела ……………………………………………………...6

1.1История развития банковского дела…………………………………………. 6

1.2 Сущность и система современной банковской системы…………………..14

1.3 Сущность кредитных отношений. Функции Центрального Банка………..17

Выводы ……………………………………………………………………………23

2. Мировой опыт развития банковских систем…………………………………24

2.1 Развитие централизованной банковской системы в Англии ……………...24

2.2 Развитие банковской системы во Франции ……………………………….40

2.3 Федеральная резервная система …………………………………………….54

Выводы ……………………………………………………………………………63

3. Зарубежный опыт диагностики кризисного состояния в банковской сфере……………………………………………………………………………….64

3.1 Ранняя диагностика банковской сферы……………………………………..64

3.2 Рейтинговые системы оценки банков ………………………………………67

3.3 Системы финансовых коэффициентов и группового анализа …………….69

Выводы…………………………………………………………………………….74

Заключение………………………………………………………………………..75

Литературные источники ………………………………………………………..78

Приложения………………………………………………………..……………...80

Выдержка:

Введение

Тема данной дипломной работы - История развития банковского дела на примере зарубежного опыта.

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий и фирм, от торговцев и фермеров, от государства и частных лиц.

Банковская система - это совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи, существующие в той или иной стране в определенный исторический период. По существу, банковская система - это сердце хозяйственного организма любой страныВ ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные банковские системы. Сегментированная система предполагает жесткое законодательное разделение сфер операционной деятельности и функций отдельных видов финансовых учреждений. При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые виды сделок и предоставлять клиентам полный набор услуг.

Цель работы- рассмотреть историю зарубежного опыта ведения банковского дела.

Задачи:

1. рассмотреть историю возникновения банковской деятельности;

2. определить значение центральных банков в банковской системе государства;

3. ознакомиться с историей формирования банковской системы развитых стран: Великобритания, Франция, США.

4. рассмотреть зарубежный опыт диагностики кризисного состояния в банковской сфере

1.История банковского дела

1.1История развития банковского дела

Многие функции современных банков известны со времен древних цивилизаций. Дошедшие до нас письменные источники Вавилонии свидетельствуют о широком распространении ссуд под проценты. Менялы из греческих городов-государств (ок. 700 до н.э.) принимали вклады и выдавали ссуды под залог имущества. Эти же операции в четвертом веке до новой эры практиковались и в Греции. Наряду с приемом вкладов греки за известную плату производили обмен денег. Затем первые банкиры поняли, что огромные денежные богатства, накопленные ими, лежат без дела. Деньги начали отдавать во временное пользование, на них открывали самостоятельные торговые и ремесленные предприятия. Залогом при этом обычно выступали корабли и товары, иногда - дома, драгоценные вещи, рабы. Предоставление банковской ссуды сопровождалось взиманием высоких процентов, уровень которых доходил до 36% годовых. Римляне распространили греческую практику ведения банковских дел далеко на запад, вплоть до территории современных Испании и Англии, и унифицировали банковское право.

Когда Римская империя в конце 3 в. распалась, банковское дело продолжало успешно развиваться в восточной части бывшей империи. После падения западной ее части, в период раннего Средневековья, банковское дело в Европе не умерло окончательно. Однако лишь в 11–14 вв., когда в Западной Европе наблюдался заметный рост населения, производства и торговли, банковская деятельность оживилась и стала играть важную роль в жизни общества. Наиболее ранние свидетельства существования средневековых банкиров были обнаружены в датированных 12 в. письменных источниках, найденных в итальянских городах. Обычно банкир, занимаясь делами, сидел за похожим на скамью столом, называемым bancum, так что само слово «банкир» происходит от bancherius. Хотя основной функцией банкиров в те времена являлся обмен денег, к 1200 они уже принимали вклады и выплачивали по ним проценты. Кроме того, средневековые банкиры облегчали ведение торговых дел, фактически выдавали ссуды, открывая клиентам кредиты.

3. Зарубежный опыт диагностики кризисного состояния в банковской сфере

3.1 Ранняя диагностика банковской сферы

В последние годы все больше внимания уделяется ранней диагностике банковской сферы, когда проблемы выявляются на начальной стадии, что позволяет заранее предотвратить развитие кризиса, приняв соответствующие стабилизирующие меры. Однако, несмотря на наличие общих тенденций, правила банковского надзора и регулирования, используемые в разных странах, отличаются друг от друга в силу особенностей исторического развития, построения и степени открытости финансовой системы, числа, размера и концентрации кредитных учреждений, масштабов раскрытия информации о финансовой деятельности, достаточности технологических и кадровых ресурсов для регулирования и надзора.

Мероприятия по банковскому надзору могут проводиться в дистанционной форме (удаленный мониторинг) и в форме инспектирования (проверки на месте). В отсутствие правовых оснований или ресурсов на инспектирование органы надзора полагаются на удаленный мониторинг. Процесс предусматривает анализ и проверку финансовой и прочей информации касательно деятельности банка. Требования по отчетности могут, например, включать баланс, отчет о прибылях и убытках, данные о характере деятельности, кредитах, вложениях, обязательствах, капитале, ликвидности, резервах на потери по ссудам. При инспектировании проводится общая оценка банка с выездом на место. Такая проверка позволяет контролеру лучше оценить качественные характеристики, такие, как способности менеджмента и процедуры внутреннего контроля, отражение которых в отчетности может быть недостаточным.

Удаленный мониторинг позволяет оценивать состояние банка на основе последней информации, экономит издержки, связанные с нарушением работы банка и отвлечением проверяющего персонала, обеспечивает целевой характер проверок на местах. Тем не менее удаленный мониторинг как преимущественный метод диагностики недостаточно эффективен. Как показали исследования, правильность данных банковской отчетности прямо зависит от регулярности и полноты проверок, а оптимальные результаты достигаются при сочетании обоих методов.

Кроме того, государство использует внешних аудиторов, причем в некоторых странах они обязаны информировать органы надзора о выявленных признаках вероятной неплатежеспособности или неликвидности банка .

Многочисленные исследования, проводимые надзорными органами и в международных финансовых организациях, пытаются выявить факторы, которые позволят идентифицировать наличие нестабильности банковской системы. На основе данных о кризисах в США, Колумбии и Мексике, были, например, названы следующие макро- и микроэкономические факторы, представленные в приложении 1 :

В ряде стран для оценки рисков и диагностики используется несколько систем. Некоторые из них выявляют уже существующие проблемы, в то время как другие позволяют получить сигналы о потенциальном ухудшении в будущем на основе текущих рисков.

В целом такие системы решают следующие задачи:

1)систематическая формализованная оценка кредитных организаций в рамках инспектирования и удаленного мониторинга;

Выводы

Общие проблемы банковского сектора могут быть идентифицированы через макропоказатели. Однако, при таком агрегировании увеличивается вероятность пропуска серьезных проблем внутри кредитной организации. Учитывая влияние отдельных банков на общее состояние отрасли, актуальность контроля за безопасным и разумным ведением дел каждым банком возрастает. Этим объясняются и те усилия, которые прилагают надзорные органы развитых стран к разработке эффективных систем мониторинга рисков и финансового состояния банковских институтов.

Не менее важным представляется развитие таких систем в России. Очевидно, что прямой перенос зарубежного опыта на отечественную почву принесет скорее отрицательный нежели положительный результат, что обусловлено специфическим характером создания таких систем (как уже говорилось, при разработке учитываются именно страновые особенности банковского сектора: наличие статистической информации, ресурсов, практика ведения учета и отчетности и т.п.). Тем не менее необходимо не просто совершенствование имеющихся систем контроля (хотя потребность в этом, безусловно, высока), но, учитывая современные тенденции, следует развивать системы ранней диагностики и индивидуальной оценки банковских рисков.

Похожие работы на данную тему