Федеральное вмешательство

Название работы: Федеральное вмешательство

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Конституционное право

Страниц:

74 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение.

1. Теоретические основы федерального вмешательства.

2. Структурные элементы института федерального вмешательства.

3. Формы и порядок осуществления федерального вмешательства.

Заключение.

Список использованных источников.

Выдержка:

Введение:

Федеративная форма государственного устройства всегда несла в себе скрытую угрозу внутренней нестабильности и потенциальную опасность развала государства. Двухуровневое устройство системы государственных органов и двухуровневость законодательного массива таили и таят в себе непрекращающийся конфликт, конфликт, заложенный внутренним устройством самой системы, конфликт интересов центральной, общефедеральной власти и интересов власти регионов. Причем, не смотря на общетеоретическое единство всей системы государственных органов федерации, единство суверенитета государственной власти узкотерриториальные интересы составных частей любой федерации имеют подавляющий приоритет над общефедеральными. Налицо законодательно оформленный путь развития сепаратизма отдельных составляющих частей единого государства.

Федеративная форма государственного устройства имеет давнюю историю. Различные государства в различное время по-своему пытались урегулировать вышеупомянутый конфликт интересов. Одним это удавалось лучше, другим хуже, третьим вообще не удавалось (в результате чего исчезало одно государство и появлялось несколько других (например, распад СССР, Чехословакии, Югославии)), но до сих пор не существует единого универсального рецепта (юридических инструментов и технологий) избавления системы от имманентно присущего ей недостатка.

Российская Федерация, в том виде, в котором она существует в настоящее время (если условно взять в качестве «точки отсчета» подписание Федеративного договора от 31 марта 1992 года1), является молодым федеративным государством. До сих пор еще не оформилась окончательно система государственных органов, до сих пор не прекращается процесс распределения (путем детализации) компетенций и предметов ведения между государственными органами, перекраиваются координационные и субординационные принципы взаимоотношений государственных органов между собой.

Более того, события второй половины 90-х годов показали, что целостность Российской Федерации как государства находится под большим вопросом. Государственные органы субъектов Российской Федерации, вторгаясь в область исключительной компетенции Российской Федерации, принимая законы, прямо противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, пренебрегают общегосударственными интересами ради своих региональных. Причем, речь уже не идет о нарушении принципов единства системы государственной власти (пункт 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации2), единства экономического пространства (пункт 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) и единства правового пространства. Опаснее другое: декларируя свой государственный суверенитет некоторые республики- субъекты Российской Федерации нарушают пункт 1 статьи 4 Конституции Российской Федерации о распространении суверенитета Российской Федерации на всю ее территории. Следующим шагом, логически вытекающим из предыдущих, должно быть провозглашение независимого суверенного государства, требование права сецессии и использование данного права для выхода из состава Российской Федерации.

Глава 3:

Таким образом, порядок применения института федерального вмешательства можно определить следующим образом: полномочные представители Президента Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, определяют обстоятельства, подпадающие под характеристику оснований для применения мер федерального вмешательства и информирует об этом Президента Российской Федерации. В дальнейшем проходит обсуждение Государственным советом Российской Федерации создавшейся ситуации (в соответствии с пунктом 4 Положения о Государственном совете Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации») как имеющей особое государственное значение проблемы, касающейся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, в процессе которого происходит внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации. В дальнейшем Президент Российской Федерации вносит официальное представление (предупреждение) в адрес законодательного (представительного органа) государственной власти, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об устранении (недопущении) нарушений основ конституционного строя Российской Федерации. В данном документе необходимо указать срок (например, месяц), в течение которого представление (предупреждение) должно быть рассмотрено и по его результатам должны быть предприняты определенные действия, направленные на устранение выявленных нарушений. По истечении месяца, в случае, если представление (предупреждение) будет оставлено без внимания либо предпринятые органами государственной власти субъекта РФ действия не приведут к желаемым результатам (т. е. обстоятельства, послужившие основанием для применения мер федерального вмешательства, не отпадут, а лица, виновные в нарушении основ конституционного строя, (если таковые имеются) не понесут ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации) происходит повторное заседание Государственного совета Российской Федерации, на котором определяется мера (форма) федерального вмешательства. Затем Президент Российской Федерации либо действует в рамках Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184- ФЗ либо издает Указ, в котором определяет форму федерального вмешательства и в зависимости от ее характера детализирует дальнейшие действия федеральных органов в области ее реализации.

Важным условием реализации института федерального вмешательства является наличие судебного контроля, к помощи которого могут прибегнут органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обжаловав решение о применении мер федерального вмешательства в Верховный суд Российской федерации, который оценивает акты Президента Российской Федерации о применении мер федерального вмешательства с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, обоснованности применения мер федерального вмешательства и соблюдения порядка применения мер федерального вмешательства.

Заключение:

Опыт применения института федерального вмешательства в зарубежных странах свидетельствует о том, что достижения позитивных результатов вмешательство федеральной власти должно носить комплексный характер, сопровождаться принятием всей совокупности мер, допустимых конституцией и федеральным законодательством соответствующего государства, и не сводиться к сугубо карательно-репрессивным акциям. Попытки решения проблем федерализма преимущественно при помощи федерального вмешательства и иных чрезвычайных методов, в ущерб иным более «мягким» механизмам конституционного права (например, согласительным процедурам) либо социально-политическим инициативам, как правило, оказываются малоэффективными и часто ведут к обратному результату.

Злоупотребления механизмом федерального вмешательства, неумелое либо неправомерное его применение, использование института для смещения федеральным центром неугодных ему правительств и роспуска неподконтрольных парламентов субъектов Российской Федерации, обращение к нему без должного учета реальной политической ситуации и долговременного прогноза чаще всего оказываются не только неэффективными, но и сами по себе способны активизировать сепаратистское и регионалистическое движение, провоцировать межобщинные конфликты, дестабилизировать конституционную систему государства в целом.

Неоднократно ранее заявлявшаяся позиция российского руководства на проведение децентрализации и передачу многих функций управления региональным государственным органам в такой столь многообразной в национально-этническом, языковом, религиозном и культурном отношении стране, как Россия, нанесла и еще несомненно нанесет значительный урон российской государственности, и дальнейшее государственное строительство невозможно без мощного консолидирующего начала, одной из важных составляющих которого мог бы выступать правовой институт федерального вмешательства в права субъектов Российской Федерации. Действительно Российская Федерация представляет собой единую государственность, а стало быть, в этой государственности должны строго соблюдаться федеральные законы, должно существовать единое экономическое и правовое пространство и, наконец, в какой бы республике или регионе не проживал гражданин России, он вправе рассчитывать на защиту и обеспечение своих прав и свобод.

Похожие работы на данную тему