Закономерности возникновения государства

Название работы: Закономерности возникновения государства

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

ТГП

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 9

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 9

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 19

2. ГОСУДАРСТВО КАК КЛАССОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ 32

2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 32

2.2. НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У РАЗНЫХ НАРОДОВ 46

2.3. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

БИБЛИОГРАФИЯ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 69

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 70

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 71

Выдержка:

Введение:

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхожде-нии государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе разви-тия общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма позволяет уяснить причины и формы появления государства, его ха-рактерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Целью настоящей дипломной работы является выявление закономерностей возникновения государства, поэтому, работая над указанной темой, я ставил перед собой следующие задачи: выявление экономических и социальных пред-посылок возникновения государства, причины и условия возникновения пер-вых государственных образований (Глава 1), рассмотрение государства как классовой организации политической власти, то есть, выявление основных при-знаков государства, а также причин неравномерности развития государственно-сти у разных народов (Глава 2).

Актуальность выбранной темы дипломной работы несомненна, что под-тверждается существованием в науке теории государства и права нескольких теорий происхождения государства, а также наличием большого объема науч-ной литературы по указанному вопросу. В частности, при написании работы использовались многочисленные источники, такие как учебники «Теория госу-дарства и права» Венгерова А.Б., Хропанюка В.Н., Гайворонской Я.В. и Саму-сенко Т.М. и многие другие. Также была изучена работа Ф. Энгельса «Проис-хождение семьи, частной собственности и государства», и работа Косарева А.И. «Происхождение и сущность государства». Всего при написании настоящей дипломной работы использовано 29 источников из существующего огромного количества научных работ по данной теме.

Итак, долгое время общество существовало в догосударственном состоя-нии. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации обще-ственной власти и управления делами общины.

Глава 2:

Однако, такой подход политической антропологии к происхождению вла-сти становится весьма уязвимым и на теоретическом, и на историческом уров-не.

На теоретическом уровне власть в раннеклассовых обществах, хотя и свя-зана генетически с общинными структурами, но по своей направленности, формам организации, лицам, ее осуществляющим, способам обеспечения прин-ципиально отличается от власти в первобытном обществе.

Новые же исторические данные также подкрепляют этот теоретический подход.

Действительно, современные научные знания по-новому раскрывают и во-прос о происхождении государственной власти, так, открыта новая форма, ко-торая предшествует государственной власти. Это так называемое вождество, главенство, в связи с чем раннеклассовые государства в некоторых научных ра-ботах называют предгосударственными или государствами-чифдом.

Власть вождя, предводителя, главаря общины формируется путем выбор-ности, особенно в период военных действий. Выбрать вождя может либо вся община, либо дружина, которая формируется и сплачивается вокруг опреде-ленного лица.

В этих условиях может происходить и отчуждение власти от общества, дружины, ее узурпация ограниченным числом лиц или даже одним лицом. Происходит переход военно-демократических форм организации власти в во-енно-иерархические структуры, в вождество, а от вождества уже в государст-венную власть, если процесс формирования военно-иерархических структур идет параллельно с формированием раннеклассового государства.

Итак, подведем итог. В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои ве-ления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наибо-лее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация обще-ства, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредст-вом государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гаранти-рующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Заключение:

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, опреде-ляющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи соб-ственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся общест-вом.

Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с прин-ципом разделения властей.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государст-ва, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государст-ва – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появи-лась в полной мере во второй половине ХХ в. Государство стало распростра-нять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые уч-реждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, что в «развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: «уход» государства от экономики, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполне-ния функций собственника» . Практика показала , что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизиро-вало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во мно-гих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексеева может быть приме-нимо только в нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли государства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие этого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад.

Похожие работы на данную тему