Европейский банк реконструкции и развития

Название работы: Европейский банк реконструкции и развития

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

81 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………....2

Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности ЕБРР

1.1. Создание, цели, компетенция ЕБРР……………………………………………………….6

1.2. Источники формирования финансовых средств ЕБРР………………………………….12

1.3. Извлечение прибыли как условие кредитной деятельности

международной финансовой организации - европейского банка реконструкции и

развития…………………………………………………………………………………………18

Глава 2. Особенности инвестиционных механизмов деятельности ЕБРР

(инструменты, подходы)

2.1. Порядок инвестирования………………………………………………………………….23

2.2. Механизм влияния ЕБРР на государства - получателей финансирования…………….31

2.3. Деятельность ЕБРР в Российской Федерации…………………………………………..38

Глава 3. Организационно-экономический механизм привлечения средств в Россию

3.1. Анализ специальных программ ЕБРР, осуществляемых в России……………………..45

3.2. Предпосылки для расширения кредитной деятельности ЕБРР в России……………..54

3.3. Совершенствование организации привлечения средств ЕБРР…………………………62

Заключение……………………………………………………………………………………..73

Список литературы…………………………………………………………………………….77

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы дипломной работы. Мировая экономика, как совокупность национальных хозяйств и их экономических и политических взаимоотношений, с конца XX столетия характеризуется интенсивными интеграционными тенденциями. Глобализация становится важнейшей формой и одновременно новым этапом интернационализации хозяйственной жизни. Важная черта этого явления — появление и усиление роли па международной арене новых игроков - различных международных регулирующих институтов, таких, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др., которые начинают играть все более важную роль наряду с государствами,

В результате экономических и политических перемен, имевших место в конце 80-х - начале 90-х годов в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) сложилась новая политическая обстановка. Окончание «холодной войны» обеспечило определенную международную стабильность, изменило политическое положение и равновесие в мире и способствовало развитию демократических процессов в странах ЦВЕ. Вместе с тем после краха социалистической системы указанные страны столкнулись с проблемами, связанными с резким падением производства, уровня жизни населения» крупномасштабной миграцией рабочей силы и безработицей, обострением национальных проблем и перерастанием их в вооруженные конфликты, ухудшением состояния окружающей среды. Кредитно-финансовые учреждения стран ЦВЕ унаследовали такие серьезные проблемы, как безнадежные кредиты, ограниченность финансовых резервов, вялость процесса капитализации, чрезмерную монополизацию финансового сектора, связанные с тем, что акционерами кредитных учреждений являлись государственные предприятия, выступающие одновременно в качестве заемщиков. Перед странами ЦВЕ встала задачи формирования и ускоренного развития частного сектора экономики.

С другой стороны, окончание «холодной войны» означало возможность дальнейшего развития интеграционных процессов в Европе, одним из проявлений которых явилось создание европейских межгосударственных организаций, способствующих усилению роли данного региона на мировой арене, баланс сил на которой после краха социализма сместился в пользу США.

Деятельность указанных организаций имела своей целью содействовать развитию стран ЦВЕ, с перспективой их последующего интегрирования в общеевропейский политический и экономический порядок. Создание ЕБРР, содействующего развитию частного сектора и инфраструктуры, проведению рыночных реформ и структурных преобразований в странах ЦВЕ, стало одним из наиболее существенных событий в этой области,

В этой связи приобретает актуальность выявление особенностей и места ЕБРР в институциональной структуре региональных экономических отношений в условиях интенсивных изменений, связанных с интеграцией стран постсоветского пространства в мировую экономику.

С учетом схожести проблем, с которыми столкнулись в постсоциалистический период страны ЦВЕ, изучение, анализ и использование опыта ЕБРР в области кредитовании экономики указанных стран, в частности кредитования малого и среднего бизнеса, осуществления программ по развитию финансовых учреждений, представляет большой интерес с позиций его использования в России в интересах ускоренного и устойчивого развития ее экономики.

Глава 3:

• появление частных российских компаний, занимающихся финансированием и

реализацией инфраструктурных проектов, и растущий интерес к ним со стороны

иностранных инвесторов открывает перед ЕБРР возможность оказать поддержку

становлению государственно-частных партнерств (ГЧП) в области муниципальной

инфраструктуры во взаимодействии с соответствующими операторами, например, в

Омске с организацией "Евразийское водное партнерство", в Перми с организацией

"Новогор", с другими частными операторами на новых рынках;

• ЕБРР рассмотрит возможность разработки региональных рамочных механизмов

последующего кредитования муниципальных образований.

ЕБРР будет и далее предлагать децентрализованные схемы финансирования в виде кредитов местным органам власти или местным коммунальным предприятиям с гарантией местных органов власти в целях оказания помощи настроенным на реформы местным администрациям в деле формирования у них надежной кредитной истории и превращения их предприятий в рентабельные коммерческие компании. ЕБРР будет выступать за внедрение принципов самоокупаемости и "платит пользователь" с учетом фактора доступности устанавливаемых тарифов при дальнейшем обеспечении прозрачности в области перевода средств и производства оплаты. Он будет оказывать помощь в институциональном укреплении, финансовой и операционной устойчивости (акционировании) коммунальных предприятий, повышении кредитоспособности местных органов власти, в том числе и путем привлечения донорских средств технического сотрудничества и помощи.

ЕБРР будет содействовать внедрению практики проведения прозрачных конкурсных торгов и обеспечивать, чтобы нынешние контракты по линии ГЧП, которым он оказывает поддержку, были пригодны для банковского финансирования с надлежащим распределением сопряженных с ними рисков и обязанностей между государственным и частным секторами. Частные операторы и финансирующие организации скорее всего проявят интерес к участию в них, если они увидят твердый настрой российских властей на оказание поддержки проектам обоснованных объемов.

Что касается различных подотраслей муниципальной инфраструктуры, то здесь ЕБРР будет заниматься наращиванием объемов своего портфеля с помощью проектов утилизации отходов, централизованного теплоснабжения (здесь заложен большой потенциал повышения энергоэффективности) и развития городского транспорта, продолжая при этом активно изучать перспективы в области очистки воды и канализационных стоков. Реализация таких проектов будет во многом определяться спросом на них и степенью настроя муниципальных образований из числа потенциальных клиентов на проведение реформ, а также динамикой исходных основ экономики страны, из которых самой главной является реформа системы тарифообразования. В дополнение к этому в области ЖКХ ЕБРР своими операциями будет оказывать поддержку муниципальным образованиям в деле реконструкции энергорасточительного и ветхого жилищного фонда с одновременным совершенствованием системы нормативного надзора. Проекты будут нацелены на активизацию участия частного сектора в эксплуатации и содержании жилищного фонда, на передачу все большего числа квартир в частную собственность.

С одобрения Совета директоров ЕБРР рассмотрит возможность направления инвестиций на муниципальные нужды в Республику Саха (Якутия) (централизованное теплоснабжение), Вологду (водоочистные сооружения), Красноярск (все отрасли), Сургут (ЖКХ), Ханты-Мансийский округ (все отрасли), Череповец (централизованное теплоснабжение), Пермь (водоочистные сооружения) и Казань (водоочистные сооружения). Кроме того, в настоящее время ЕБРР выполняет конкретный план действий по Калининграду, предусматривающий в том числе повышение природоохранных показателей (реконструкция стокоочистного сооружения и системы теплоснабжения).

Транспортная инфраструктура: одним из главным факторов, определяющих экономическое процветание страны и являющимся ключевым в деле сохранения целостности отечественного рынка России, является качество транспортной сети России и связанных с транспортом служб. В силу масштабов и объемов данного сектора ЕБРР будет гибко подходить к вопросам финансирования каждого из видов транспорта с учетом разнообразных потребностей его клиентов и приоритетов, определенных Группой высокого уровня в связи с охватом крупными трансъевропейскими транспортными сетями соседних стран. Особое внимание будет уделяться инвестициям, нацеленным на повышение безопасности на транспорте (морском, авиационном, наземном и городском, включая безопасность снабженческой сети).

Заключение:

Проведенное в работе теоретическое и эмпирическое исследование комплекса вопросов функционирования ЕБРР в условиях современной экономики позволяет нам прийти к следующим основным выводам.

ЕБРР является организацией, сочетающей в себе признаки политической организации и функционирующего на коммерческой основе регионального банка развития. ЕБРР был создан для содействия процессу перехода к демократии и открытой экономике в странах ЦВЕ, развитию частного сектора и инфраструктуры, проведению рыночных реформ и структурных преобразований в указанных странах и является скорее региональной, нежели глобальной организацией, созданной, в основном, странами Западной Европы. США, в отличие от МВФ и группы Всемирного банка, не играют в нем существенной роли. За время, прошедшее с начала деятельности Банка, накопился эмпирический материал, который позволил впервые провести комплексный анализ современного состояния кредитной деятельности ЕБРР в странах ЦВЕ, в том числе в России.

ЕБРР - один из европейских межгосударственных институтов, призванных содействовать развитию экономики стран ЦВЕ, с перспективой их дальнейшего интегрирования в общеевропейский политический и экономический порядок и, как представляется автору, является одним из элементов системы инструментов политико-экономического влияния стран Западной Европы, При этом следует отметить значимость кредитной деятельности ЕБРР в менее приоритетных для других региональных финансовых институтов странах ЦВЕ (в частности, в России), что выражается в значительно меньшем по сравнению с ЕБРР объеме инвестиций данными организациями в экономику этих стран, обусловленном ее низким развитием.

Для стран ЦВЕ взаимодействие с ЕБРР по ряду причин можно назвать более привлекательным, нежели сотрудничество с действующими в регионе международными финансовыми институтами- МВФ и группой ВБ (прежде всего, МБРР), что выражается, в первую очередь, в различии условий получения кредитов.

ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. При этом требование ЕБРР об обязательной приверженности стран ЦВЕ принципам много партийной демократии, на практике оказывается формальным и не выполняется.

Похожие работы на данную тему