Кризис среднего возраста

Название работы: Кризис среднего возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

37 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ …………………………………… 2

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ

КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ …………………………………….5

1.1. Основные черты кризиса середины жизни……………………………… 5

1.2. Факторы, влияющие на кризис среднего возраста …………………… 10

1.3. Смысл середины жизни: подведение итогов как

основа выхода из кризиса……………………………………………… 13

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ

В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ ………………………………….. 21

2.1. Организация исследования …………………………………. 21

2.2. Проведение исследования …………………………………. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………. 35

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………….. 37

Выдержка:

Введение:

Сегодня жизнь в мире и, конечно, в России отличается высоким напряжением, что способствует возникновению психологического кризиса — психического состояния, вызванного невозможностью решения проблемы, затрагивающей жизнь в целом

В настоящее время существует много психологических теорий (З. Фрейд, Л. Выготский, Э. Эриксон, Л Божович и т.д.), авторы которых утверждают, что полноценно функционирующая личность формируется путем прохождения некоторых стадий в своем развитии. И каждая стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни человека, который возникает при переходе на следующую стадию психосоциального развития. Форма, длительность и острота кризиса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.

При чем часть авторов (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец) видят в кризисах негативное, девиантное проявление. Считают, что нормальное развитие человека вполне возможно без прохождения кризисов.

Однако ряд авторов считают кризисы необходимым и обязательным условием для дальнейшего развития человека. Так Э. Эриксон пишет "кризис означает не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник силы...".

Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивные и негативные компоненты. Так, если человеку не удается разрешить кризис, то это наносит вред личности и появляются негативные качества, например (по Эриксону) - базальное недоверие или чувство вины. Если человек разрешает кризисную ситуацию (благоприятно ее преодолевает), то он приобретает нечто новое, то, чего не было на предыдущих стадиях (базальное доверие или инициативность), становиться более зрелой и адаптивной личностью.

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что в основном хорошо исследованы детские и подростковые кризисы, а кризисы зрелых периодов жизни и старости значительно менее изучены. А ведь именно к середине жизни люди достигают определенного общественного положения, власти, получают возможность распоряжаться другими людьми

..........

Глава 2:

Цель практического исследования - выявить взаимосвязи особенностей протекания кризиса среднего возраста от личностных свойства, а также от состояния эмоциональной сферы.

Гипотезой проведенного исследования являлось предположение о том, что: преодоление кризиса середины жизни взаимосвязано с состоянием эмоциональной сферы.

Предметом данного исследования являются психологические особенности кризиса среднего возраста.

Объект исследования - испытуемые (3 человека) в возрасте 41-44 лет.

Характеристика испытуемых

Таблица 1

№ Ф.И.О, Пол Возраст Образование Род занятий

1. А-ва В.И. жен. 41 Высшее Бухгалтер

2. Б-т И.М. муж. 42 Высшее Руководитель

4. Вел-ко Г.О. муж. 44 Среднетех¬ническое Оператор

Для обследования нами были предложены следующие методики:

1) методика «Ценностные ориентации» Рокича;

2) Тест «Рука» Вагнера

3) Методика В.В.Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания».

Предложенная батарея методик позволит выявить некоторые личностные особенности и дать характеристику эмоциональной сферы испытуемого, что позволит сделать выводы об психологических особенностях протекания кризиса середины жизни.

Методика "Ценностные ориентации" Рокича позволяет определить систему ценностных ориентации, а также определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Для исследования агрессивных тенденций в поведении испытуемых нами предложена методика Э.Вагнера «Диагностика агрессивного поведения». Методологическим обоснованием теста руки является предположение автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции к действию. А, следовательно, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать реальное поведение.

...........

Заключение:

Таким образом, в середине жизненного пути человек проходит сложный, переломный этап, в течение которого ему предстоит серьезная внутренняя работа, переосмысление жизненных позиций, коррекция сложившегося отношения к миру и самому себе.

Самым типичным признаком нереализованности является так называемый кризис середины жизни, относимый разными авторами к возрасту в интервале от 35 до 45 лет. Его особенностью оказывается то, что он исподволь формируется у социально и психологически благополучных людей, которые начинают совершать поступки абсолютно неожиданные не только для окружающих, но и для самих себя. Нарастающий у них в душе психологический дискомфорт долгое время не имеет логического основания: в субъективном плане по отдельности все хорошо, а в целом как-то плохо. Неочевидность причины эмоционального дискомфорта делает невозможной целенаправленную борьбу с ней и в конце концов приводит к неординарным последствиям: алкоголизация, супружеские измены, уход из семьи, смена профессии, самоубийство. Частным признаком жизненного кризиса служит формирующаяся готовность к усвоению религиозной картины мира. Как следует из социологических опросов, среди городских жителей старше 42 лет увеличивается доля тех, кто склонен причислять себя к людям верующим.

В ходе проведенных теоретического и практического исследований подтвердились выдвинутые гипотезы о том, что преодоление кризисных ситуаций в середине жизни имеет свои особенности у мужчин и женщин; преодоление кризиса середины жизни взаимосвязано с состоянием эмоциональной сферы.

Некоторые люди нуждаются в помощи для преодоления критической ситуации. Но, практически всем необходимы знания об этом возрасте и сопутствующем ему кризисе............

Похожие работы на данную тему