Культурологические аспекты техники

Название работы: Культурологические аспекты техники

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Философия

Страниц:

22 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКИ В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА 5

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ 8

3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕХНИКЕ 13

4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ ТЕХНИКИ 17

ВЫВОДЫ 20

ЛИТЕРАТУРА 22

Выдержка:

Введение:

Философия науки и философия техники занимают се¬годня одно из веду-щих мест в современной философии. Тех¬ника и наука в их тесной взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых наша техногенная цивилиза¬ция была бы невозможной. Однако наука и техника прине¬сли человечеству не только множество выгод и преимуществ, но и новые проблемы и даже беды, которые в свою очередь порождают проблемы этики ученых и инженеров, их соци¬альной ответственности как перед обществом и человечест¬вом в целом, так и перед отдельными индивидами. Проблемы и последствия техничес¬кого раз-вития современной цивилизации в условиях часто драматических социально-экологических из¬менений в результате, казалось бы, безграничного и все ус¬коряющегося технического прогресса, но на практике также и регресса природ-ной среды не могут оставить равнодуш¬ным никого из живущих сегодня на Зем-ле. Необходимость переосмысления самого понятия научно-технического про¬гресса выдвигает проблематику философии техники на одно из первых мест в современных философских и социальных исследованиях.

В человеческом сознании идеи и концепции не возникают в законченном виде. Первоначально эти концепции прохо¬дят процесс естественно-исторического развития, не говоря уже о развитии психическом и социальном. В то же время они идут к своей зрелости достаточно медленно и, только дос-тигнув ее, под¬вергаются изменениям и преобразованиям, в дальнейшем разви¬ваются и столь же естественно приходят к своему упадку.

Хотя в ходе промышленной революции наступил период, обо¬значаемый термином “век техники”, в этот период проходило лишь первый этап своего становления нечто, близкое философии тех¬ники. Еще совсем недавно не было никаких дискуссий, которые можно было бы рассматривать как составную часть совместных усилий исследователей техники. .......

Часть 3:

Наиболее выдающейся фигурой в дискуссиях по проблемам философии техники как до второй мировой войны, так и непо¬средственно после нее был, несомненно, Фридрих Дессауер (1881– 1963), деятельность которого охватыва-ет всю первую половину XX века. За этот период он выступал последовательно с работами: "Technische Kultur?" (Техническая культура? 1908), "Philosophic der Technik" (Философия техники, 1927), "Seele im Bannkreis der Technik" (Душа в сфере техники, 1945) и "Streit um die Technik" (Спо¬ры вокруг техники, 1956). Тем самым Фридрих Дессауер стал чет¬вертым философом, сделавшим выраже-ние "философия техники" заголовком своих работ.

Чтобы суммировать дессауеровскую философию техники, целесообраз-нее всего противопоставить ее расхожим кон¬цепциям философии науки. Дес-сауер считает, что многие подходы совершают ошибку, не учитывая силу и возможности научно-технического знания, которое, благодаря развитию совре-менной промышлен¬ности и техники, стало новым способом бытия человека в этом мире. В работе "Философия техники" и, три десятилетия спустя, в книге "Споры вокруг техники", в которой Дессауер, подтверждая свои идеи, отвечает на их критику и рассматривает различные ар¬гументы, выдвинутые другими ис-следователями, он пытается, для выявления силы и значения техники, заново обосновать кантовскую концепцию трансцендентальных условий технической дея¬тельности, а также показать этические импликации при ее (техни¬ки) приме-нении.

К трем кантовым критикам: научного знания, морального по¬ступка и эс-тетического восприятия Дессауер добавляет четвертую – критику технической деятельности. В своей "Критике чистого разума" Кант, как известно, доказыва-ет, что научное знание с необходимостью ограничено миром явлений (феноме-нами). Оно никогда не может вступить в непосредствен¬ную связь с "вещами самими по себе" (ноуменами). В противоположность Канту, Дессауер утвер-ждает, что дела¬ние, особенно в виде технических изобретений, может как раз ус¬тановить позитивный контакт с "вещами самими по себе". Сущ¬ность техники не проявляется ни в промышленном производст¬ве (которое лишь в массовом порядке производит результаты тех или иных открытий), ни в самих продуктах техники (кото¬рые только лишь используются потребителями), но в самом акте технического творчества. Анализ акта технического творчества показывает, что оно реализуется в полной гармонии с естествен¬ными законами и как бы по "подстрекательству" человеческих целей, однако эти природные законы и цели, будучи необходимы¬ми, не являются одновременно достаточными условиями изобре¬тения. Помимо их существует и нечто другое, что Дессауер назы¬вает "внутренней обработкой" (innere Bearbeitung), которая и при¬водит сознание изобретателя к контакту с "четвертым царством", – сферой, в которой пребыва-ет "предданные решения техничес¬ких проблем".

Именно эта внутренняя обработка и есть то, что делает воз¬можным тех-нические изобретения. То обстоятельство, что эта внутренняя обработка и реа-лизует контакт с трансцендентными "вещами самими по себе" технических объектов, подтверждается следующими двумя фактами: 1) изобретение в каче-стве артефакта не есть нечто такое, что можно обнаружить в мире явлений; 2) лишь когда оно появляется в качестве феноменальной реальности как данное изобретение посредством творчества изобретателя и через него, только тогда оно вступает в действие, "работает". Изобрете¬ние не есть нечто выдуманное, продукт человеческого воображе¬ния без реальной силы; оно появляется лишь после и в результате встречи в сознании со сферой предданных решений техни-ческих проблем...........

Выводы:

Существуют ли традиции в философии техники помимо упомянутых двух? Очевидно, что ответ на этот вопрос надо дать положительный... и отри-цательный. Само проведение различия между технической и гуманитарной фи-лософией техники является в некоторой степе¬ни результатом явного упроще-ния. Руководствуясь другими критериями, в философии техники можно было бы выделить столько же традиций, сколько существует философских школ: англо-аме¬риканская аналитическая традиция, феноменологическая традиция, прагматическая, неотомистская, католическая, марксистская и т.д. Однако, те-зис данной работы состоит в том, что любая из этих возможных традиций или, по меньшей мере, их отдельные представители, могут быть отнесены к одному из двух фундаментально различных подходов к философии техники и что такая классифика¬ция помогает понять технику, философию и отношение между ни-ми.

Проанализируем приведенные концепции с точки зрения спорности неко-торых их положений, схожести и различия; соотносимости с сегодняшним уровнем развития техники; подчеркнем некоторые моменты, наиболее интерес-ные и оригинальные.

Как отмечалось, инженерная философия техники имеет явный исто¬рический приоритет. Однако в этом состоит и ее очевидный минус. Концепции, которые создавались и развивались в основном до нашего века, не применимы к сегодняшнему состоянию техники.

Так, например, механистическая философия техники относится к кон-кретному, довольно раннему историческому периоду. То же можно сказать и об Эрнсте Каппе, чья концепция техники, как проекции органов человека приме-нима, наверное, лишь к ранним этапам развития техники или к тому виду тех-ники, который окружает человека в самых простейших бытовых операциях, но не к сегодняшнему ее состоянию.....

Похожие работы на данную тему