Конституционное право субъектов федерации

Название работы: Конституционное право субъектов федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Конституционное право

Страниц:

29 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Особенности субъектов Российской Федерации по

национальному составу и статусу……………………………………………………………4

2. Конституционно-правовой статус субъекта Федерации………...…………………..…….6

2.1. Наличие собственного нормативного правового акта высшей

юридической силы (Конституции, Устава)……………………………………………6

2.2. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации…………………… 8

2.2.1. Органы законодательной (представительной) власти………………………...8

2.2.2. Органы исполнительной власти………………………………………………..10

2.2.3. Органы судебной власти………………………………………………..………12

2.3. Международно-правовой статус субъекта Федерации……………………….……..13

2.4. Разграничение предметов ведения между Федерацией

и субъектами Федерации……………………………………………………….……..14

Заключение………….……………………………………………….………...……………18

Литература……………………………………………………….……..……………………….19

Выдержка:

Введение:

Для современного российского конституционного права понятие конституционно-го (уставного) права субъектов РФ пока еще весьма новое, и большинство авторов опери-рует им, не давая развернутого толкования. Также и законодатель в ст.65 Конституции Российской Федерации , перечисляя субъекты Федерации, не дает им определения; сущ-ностные и формальные характеристики можно дать лишь при анализе последующих ста-тей, входящих в главу 3 «Федеративное устройство» Конституции Российской Федерации.

В советском конституционном праве под субъектами Федерации понимались со-юзные республики, а под союзной республикой – суверенное государство, которое добро-вольно объединилось с другими республиками в Советский Союз (ст.76 Конституции СССР 1977 г.) и за которым сохраняется право свободного выхода из СССР (ст.72) .

Наиболее полно понятие субъекта Федерации разработано в зарубежном государ-ственном праве , которое не только дает определение субъекта Федерации, как государст-воподобного образования в составе федерации, имеющего собственную территорию, на-селение, проживающее на данной территории, и обладающее своим статусом, но и дает классификацию субъектов по различным основаниям.

Согласно Конституции «Российская Федерации – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч.1 ст.1).

Федеративное государство – это союзное государство, которое состоит из государ-ствоподобных образований (субъектов Федерации) (ч.1 ст.5), существование и границы которых гарантированы Конституцией (ч.2 ст.66, ч.3 ст.67), каждое из которых имеет свою систему законодательных (ч.1 ст.77) и исполнительных (ч.1 ст.78) органов и облада-ет собственной компетенцией (ст.73), а значит и «свое» конституционное (уставное) пра-во, что и является объектом настоящей работы.

Глава 2:

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компе-тенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следова-тельно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Пре-зидента Российской Федерации и акты президентов и глав администраций субъектов Фе-дерации, постановления Правительства Российской Федерации и акты исполнительной власти субъектов РФ. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов.

Предметы ведения и полномочия органов субъектов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст.72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

1. Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

• обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, ав-тономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федераль-ным законам;

• защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочислен-ных этнических общностей;

• установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами;

• разграничение государственной собственности;

• природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

• общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культу-ры и спорта;

• координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпиде-миями, ликвидация их последствий;

• установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Феде-рации.

3. Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы:

• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жи-лищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охра-не окружающей среды;

• кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат.

4. Координация и международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (адми-нистративное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) – только Федерацией. Федерация совме-стно с ее субъектами регулирует социальную сферу общественной жизни. В отношении создания системы органов государственной власти субъектов Федерации и органов мест-ного самоуправления за Федерацией закреплено лишь установление общих принципов.

К предметам исключительного ведения субъектов Федерации (привожу на примере Устава Новосибирской области) относятся:

а) принятие Устава области, внесение в него изменений и дополнений, контроль за его соблюдением;

б) установление системы органов государственной власти области, порядка их ор-ганизации и деятельности;

в) законодательство области;

г) административно-территориальное устройство области;

д) защита государственно-правового статуса области;

е) государственная собственность области и управление ею;

ж) государственная служба области в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;

з) правовое регулирование организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом;

и) областной бюджет, областные налоги, сборы и внебюджетные фонды;

к) экономическое и социальное развитие области, совершенствование ее политиче-ской системы;

л) международные и внешнеэкономические связи области;

м) областные программы жизнеобеспечения населения области;

н) государственные награды, областные премии и почетные звания области.

Заключение:

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Несмотря на большое количество работ по федерализму, понятие субъекта Фе-дерации в российском праве еще досконально не разработано.

2. В данной работе под субъектом Федерации понимается государствоподобное об-разование, существование и границы которого определены Конституцией, которое имеет свою систему законодательных и исполнительных органов и обладает собственной компе-тенцией.

3. Субъекты Федерации имеют собственные правовые акты высшей юридической силы (Конституции, Уставы), однако не все их положения соответствуют российскому законодательству.

4. Субъекты Федерации имеют собственную систему органов государственной вла-сти.

5. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации еще не опре-делен.

6. Субъекты Федерации обладают собственной компетенцией

Похожие работы на данную тему