Основы теории и история потребительской кооперации. Часть II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Название работы: Основы теории и история потребительской кооперации. Часть II. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Другое

Предмет:

Эктеория

Страниц:

114 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Методы социально-экономического моделирования при изучении потребительских хозяйств и кооперативов 6

Глава II. Социально-экономические основы докооперативных потребительских хозяйств 20

Глава III. Социально-экономические основы кооперативов рыночной экономики 50

Глава IV. Социально-экономические основы советской кооперации 92

ГЛОССАРИЙ 106

ЛИТЕРАТУРА 110

Выдержка:

Введение:

Анализ работ известных экономистов, а также теоретиков и практиков кооперативного движения показывает, что среди исследо-вателей нет единого мнения о кооперативе как о субъекте экономи-ческой деятельности (авторам известно более 20 определений коопе-ратива), причем их взгляды во многом взаимоисключают друг друга: некоторые относят кооператив к домашним хозяйствам и рассматри-вают его в терминах науки о финансах, другие - к предприниматель-ским хозяйствам, иные - к общественным организациям или к госу-дарственной структуре и т.п.

Отсутствие единой экономической трактовки кооператива как хозяйства и предприятия не позволяет обосновано применять к нему методы экономического анализа, поскольку последние подразумева-ют наличие строго определенного объекта исследований.

Корни этих затруднений лежат далеко в прошлом: основными понятиями теории кооперации служат “кооперативные принципы”, которые были впервые сформулированы в 1895 г., т.е. в то время, ко-гда науки об экономике и организации производства еще не сущест-вовало (официальный год ее выделения из политэкономии - 1898 - год открытия первых торговых высших учебных заведений). Поэто-му, первые кооперативные принципы сформулированы в терминах политэкономии, что традиционно сохраняется до нашего времени.

Основополагающий критерий, определяющий уровень развития любой науки - наука настолько является наукой, насколько она фор-мализована.

И действительно, сравнивая по этому критерию теорию эконо-мики и организации производства и теорию кооперации можно отме-тить, что к настоящему времени эти науки достаточно формализова-ны.

Но их развитие происходит на различных методологических ос-новах.

Методологический подход к теории кооперации образно можно сформулировать следующим положением: знание принципов осво-бождает от знания деталей.

Это вполне обосновано. Многообразие видов кооперативов, на-циональных особенностей развития кооперативного движения в раз-ных странах с различными типами экономик вынуждает исследова-телей использовать укрупненные показатели (кооперативные прин-ципы), описывающие общие черты кооперативов. Именно коопера-тивные принципы выделяют кооперативы из других видов хозяйств и служат критерием их истинности.

Глава 1:

При исследованиях сложных социально-экономических образо-ваний, к которым можно отнести и потребительские кооперативы (их союзы), широко распространен метод моделирования: с помощью моделей упрощают сложные взаимосвязи экономической действи-тельности, делают их более ясными, на моделях познаются основные взаимосвязи и процессы, которые скрыты под нагромождением раз-личных влияний.

Обоснование и выбор

модели

В общем виде социально-экономические исследования деятельности любой организации, предприятия или иного экономического образования включают в себя следующее:

- рассмотрение исторического развития хозяйства;

- анализ преследуемых хозяйством целей и применяемых для реализации этих целей средств.

Для выбора модели, адекватно описывающей взаимосвязь этих явлений в потребительской кооперации, проанализируем возможно-сти известных моделей.

По происхождению предпосылок разделяют два основных вида моделей.

Редуктивная модель.

Для получения предпосылок абстрагируются от реального бытия от момента существования наблюдаемых взаимосвязей и сосредото-чивают внимание на логической стороне. Дальнейшей абстракцией от наблюдаемых в реальности подробностей явление мысленно реду-цируют на одну или несколько взаимосвязей, которые в чистом виде в реальности не существуют, но которые, предположительно, отно-сятся к предмету познания. Эту полученную в результате изолирую-щего абстрагирования частицу взаимосвязей рассматривают в каче-стве начальной величины, из которой, не используя опытные данные, дедуцируются соотношения между анализируемыми величинами.

Конструктивная модель.

Отличие конструктивной модели от редуктивной заключается в том, что наблюдаемую в действительности взаимосвязь не редуци-руют до остаточной, упрощенной ее части, изолируя ее от большого количества несущественных и существенных факторов, а модель конструируют из определенного числа основных факторов.

Редуктивная модель не содержит ничего, что действительно не было бы представлено в исследуемом процессе, так как это своего рода “остаток” связи, полученный из опытных данных. Только опре-деленные стороны этой взаимосвязи опущены, но ничего не добавле-но.

У конструктивной модели, напротив, взаимосвязь представлена чисто мысленно, сделаны предпосылки, которые приводят к комби-нации элементов, до сих пор не наблюдавшихся и не выведенных ре-дукцией.

Также имеется возможность вводить мысленно новые факторы, то есть варьировать. Поэтому граница между двумя типами моделей подвижна.

Можно образовать редуктивную модель и дедуцировать из нее, можно варьировать взаимосвязи введением дополнительных предпо-сылок, но не тех, от которых абстрагировались, а факторов, исходя-щих из других взаимосвязей, которые комбинировались с уже иссле-дованной связью.

Так образуется модель, возникшая частично в результате редук-ции, частично сконструированная.

Все экономические модели имеют характер рабочих гипотез, по-этому требуют верификации (проверке истинности).

Для образования социально-экономических моделей дейст-вуют следующие общие правила:

- установка целей исследования;

- выбор и определение особенностей (признаков) из общей эмпи-рической взаимосвязи;

- выделение основных факторов, то есть абстрагирование от не-значительных признаков;

- выбор алгоритма;

- проведение операций, заданных алгоритмом.

По виду высказываний различают следующие модели:

- описания (дескриптивные модели);

- объяснения (экспликативные модели);

- по принятию решения.

С помощью моделей описания отображаются эмпирические яв-ления, при этом они не анализируются и не объясняются (бухучет и т.д.).

Модели объяснения должны разъяснять причины хода процес-сов, к ним относятся и модели прогнозирования.

Задача моделей принятия решения - облегчить определение оп-тимальных возможностей действия (максимизация прибыли, мини-мизация расходов и т.п.).

По виду предположения результатов различают модели:

- детерминистские;

- стохастические;

- модели теории игр.

В детерминистских моделях предполагается, что результат на-ступит с вероятностью 100%. Результаты отдельных альтернативных действий предполагаются известными. Например, модель инвести-ций: предполагается, что все будущие платежи и выплаты альтерна-тивных объектов инвестиций известны, и отсюда может быть опре-делен самый выгодный объект.

В стохастической модели предполагается ситуация риска. Пере-менные величины модели имеют известные степени вероятности, оп-ределяющие вероятность наступления определенных результатов.

Модели теории игр применяют, если для величин модели не из-вестна вероятность.

По детализации выборки исходных данных (независимых факторов) разделяют:

- модели с независимой выборкой исходных данных, которая производится в процессе создания модели;

- модели с ограниченной выборкой факторов в рамках базовых теорий, созданных на основе независимых моделей.

Особенности применения этих моделей при анализе социально-экономической деятельности хозяйств учеными в СССР проиллюст-рируем двумя цитатами, наиболее полно отражающими содержание и сущность советской экономической науки.

Российский ученый М.М. Ковалевский, на работы которого не-однократно ссылались Ф. Энгельс и В.И. Ленин, так сформулировал принципы теории факторов, на которой основываются независимые социально-экономические модели (в том числе и сама марксистская теория): “Я думаю, что выражу не только кратко, но и весьма опреде-ленно мою заветную точку зрения, сказавши, что социология в зна-чительной степени выиграет от того, если забота об отыскании фак-тора, да вдобавок еще первичного и главнейшего, постепенно исклю-чена будет из сферы ее ближайших задач, если в полном соответст-вии с сложностью общественных явлений, она ограничится указани-ем на одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин”.

Теория факторов рассматривает экономические процессы как ре-зультат взаимодействия независимых факторов.

В Большой Советской Энциклопедии, отражающей официальную точку зрения КПСС и руководства СССР, круг факторов, которые следует выбирать советскими экономистами ограничен довольно не-двусмысленно: ”Факторов теория … носит эклектический характер, признает в обществе все “одинаково важным” и отказывается от вы-яснения решающих условий общественной жизни. Марксизм доказал, что все отдельные социальные процессы связаны между собой и что способ производства материальных благ - определяющая сила разви-тия общества”.

Глава 2:

Важнейшим качественным показателем потребительских хо-зяйств (кооперативов), вызванным особенностями их целей и спосо-бов их достижения является устойчивость деятельности хозяйств, то есть их способность достигать поставленных целей.

В то же время устойчивость этих хозяйств полностью определяется принципами их деятельности: содержанием принципов и их согласовани-ем не только друг с другом, но и с социально-экономическим устройст-вом общества, в котором существует каждое конкретное потребительское хозяйство или кооператив.

Ввиду многообразия форм потребительских хозяйств и экономиче-ских систем, в которых они действуют, выполним анализ совокупностей факторов, влияющих на устойчивость потребительских хозяйств и уста-новим общие закономерности влияния содержания принципов их дея-тельности на устойчивость.

Проблемы

устойчивости

потребительского хозяйства

Анализ деятельности известных к настоящему времени докооперативных потребительских хозяйств позволяет установить совокупность факторов, наличие или отсутствие которых обеспечивает устойчивое существование и достижение результатов деятельности хозяйств.

Факторы, повышающие устойчивость потребительских хо-зяйств.

Автономность и независимость.

Потребительские хозяйства создаются с целью удовлетворения потребностей их членов, причем эти цели зависят от конкретного хо-зяйства.

Любое вмешательство в деятельность потребительского хозяйст-ва привносит свои, посторонние для данного хозяйства факторы, ко-торые могут существенно изменить направленность деятельности хо-зяйства, изменив его цели и их приоритеты.

Но можно отметить, что незначительные воздействия на хозяйст-ва, касающиеся их автономии, практически не влияют на их цели и приоритеты.

Возникает естественный вопрос: как определить границу авто-номии и независимости?

Потребительские хозяйства создаются людьми, являющимися членами окружающего общества и, как предприятия, действуют в определенной экономической и социальной системе, являясь ее ча-стью.

Факторный анализ показывает, что термин “автономия и незави-симость” в применении к потребительским хозяйствам предполагает:

- экономическую независимость;

- идеологическую независимость;

- свободу принятия решений.

Эти три фактора обеспечивают сохранение целей потребитель-ского хозяйства при любых экономических и социальных системах всего общества и являются необходимыми для его существования.

Достаточные факторы:

- самоуправление;

- самоконтроль

определяют потребительское хозяйство как автономное.

Мотивация деятельности

Пожалуй самым важным фактором, определяющим устойчивость деятельности потребительских хозяйств является мотивация деятель-ности его членов.

Приведем два простых примера.

Участники Большой артели, имея сильную мотивацию, но нахо-дясь в тюрьме и начиная на пустом месте, в короткие сроки создали мощное потребительское хозяйство, успешная деятельность которо-го оказала значительное влияние на становление всей российской по-требительской кооперации.

Члены коммунистических общин, создаваемых Р. Оуэном, в от-личие от членов Большой артели, сразу при вступлении становились совладельцами значительного имущества, переданного в коммуну организатором. Но они не имели мотиваций к деятельности в комму-нах, так как вне зависимости от результатов деятельности все полу-чали поровну. Естественно, что такое хозяйство могло существовать только до тех пор, пока организатор был согласен содержать комму-ну. Позже эти эксперименты повторились с колхозами в СССР: с со-кращением дотаций колхозам в РФ они повсеместно развалились.

Приобретения большие, чем потери.

Этот фактор действует в открытых потребительских хозяйствах в его прямом проявлении: если деятельность хозяйства не компенсиру-ет связанных с участием в хозяйстве потерь его членов, то они выхо-дят из него.

В закрытых потребительских обществах, в тех случаях, когда не-возможно выйти из него, этот фактор приводит к потере мотивации деятельности.

Удовлетворительное распределение ресурсов и результатов.

Этот фактор частично включает в себя факторы приобретений и потерь, а также фактор мотивации, но имеет самостоятельное значе-ние.

Он способствует сохранению таких потребительских хозяйств, результаты деятельности которых для его членов соизмеримы с не-участием в хозяйстве и является критерием участия в нем.

Обычно он действует на стадии образования хозяйства, то есть тогда, когда его деятельность еще не достигает поставленных целей, или на стадии затухания, когда деятельность хозяйства уже не дости-гает своих целей.

Например, многие члены потребительской кооперации и ее со-трудники не вышли из потребительских обществ в период реформа-ции потребительской кооперации в РФ из-за того, что за время Со-ветской власти они привыкли к существующему распределению, со-измеримому с распределением для остальных людей, не входящих в потребительские общества: стало жить хуже, но существующее рас-пределение их удовлетворяло. С выходом из потребительского обще-ства они, в основной своей массе, не имели возможности попасть в другую систему распределения.

Совместное владение.

Как предприятие, потребительское хозяйство предполагает нали-чие капитала, находящегося в собственности потребительского хо-зяйства и являющегося экономической основой его деятельности.

Исторически просматривается три основных вида собственности:

- только общественная;

- частная собственность;

- частная собственность, часть из которой передается в совмест-ное владение

Но вне зависимости от форм собственности, вида потребитель-ского хозяйства и периода его деятельности, хозяйство в его потре-бительском виде устойчиво существовали только при условии совме-стного владения им его членами. Это обязательное условие достиже-ния целей, а следовательно, и существования потребительского хо-зяйства

Например, российская потребительская кооперация перестала осуществлять свои первоначальные цели после фактической нацио-нализации ее имущества большевиками.

Экономическое участие членов.

Во всех без исключения рассмотренных потребительских хозяй-ствах присутствует экономическое участие его членов в его деятель-ности.

На ранних этапах развития потребительских хозяйств оно реали-зовывалось, как правило, трудовым участием, в дальнейшем приняло современные формы: материальное, денежное и даже интеллектуаль-ное участие.

Исторический опыт доказывает необходимость экономического участия членов в деятельности потребительского хозяйства, потому, что те редкие исключения, то есть необязательность экономического участия, приводили к распаду хозяйства. Например, в одной из осно-ванных Р. Оуэном общин “Новая гармония” труд являлся добро-вольным и община распалась через год, истратив принадлежавшие ему 300 тыс. рублей золотом..

Единый менталитет хозяйства

Объединение группы людей в потребительское хозяйство для удовлетворения своих потребностей подразумевает общность их по-требностей, что присуще людям, живущим в одинаковых социально-экономических условиях.

Исторически это выражалось в объединении людей по родствен-ным, конфессиональным, корпоративным, партийным, расовым или национальным признакам.

До появления кооперативов в их современном виде единый мен-талитет обеспечивался принципом “закрытое членство”.

Объединение в хозяйство людей с близким или одинаковым мен-талитетом и его сохранение в процессе деятельности хозяйства спо-собствовало устойчивости хозяйства, обеспечивало единство целей и выработку приемлемых для всех членов методов достижения этих целей.

Глава 3:

Деятельность современных кооперативов основывается на коо-перативных принципах, обобщивших многовековой опыт существо-вания и деятельности потребительских хозяйств, взяв из него основ-ные положения, наиболее важные для эффективной работы коопера-тивов. Факторный анализ генезиса и эволюции кооперативных прин-ципов позволяет не только понять причины их появления, но и про-гнозировать развитие основ, на которых может развиваться потреби-тельская кооперация в будущем.

В международном кооперативном движении принципы коопера-ции используются как критерии истинности кооператива, то есть хо-зяйство, придерживающееся в своей деятельности этих принципов, выделяется из многообразия существующих форм хозяйственной деятельности как “кооператив”, что служит основой объединения кооперативов в союзы.

Международный кооперативный альянс и эволюция

кооперативных принципов.

Для объяснения содержания и сущности принципов первых кооперативов воспользуемся установленными в предыдущей главе взаимосвязями между поставленными целями и методами их достижения известных потребительских хозяйств.

Аналогом целей первых кооперативов в капиталистической эко-номике являются цели инициативных потребительских хозяйств.

Цель инициативного потребительского хозяйства - социальная защита и удовлетворение религиозных и экономических потребно-стей членов с помощью совместно владеемого предприятия.

Целью “Общества справедливых рочдельских пионеров”, приня-того нами за образец первого кооператива, является:”...реализовать прибыль и улучшить социальное положение своих членов посредст-вом сбережений и капитала”.

Из приведенных формулировок видно, что цели Общества и ини-циативного потребительского хозяйства совпадают. Единственное существенное отличие - изменение приоритетов целей, вызванного различными историческими условиями деятельности: в инициатив-ных потребительских хозяйствах на первом месте стояли защита жизни и свободы, в Обществе приоритетной является экономическая сторона деятельности.

Но принципы, положенные в основу достижения целей несколь-ко отличаются: принципы Общества более близки к принципам, сформулированным идеологами утопического социализма

Членство.

Инициативные потребительские хозяйства имели добровольное закрытое членство, в Обществе членство открытое. Более того, для снижения закрытости Общества по экономическим причинам, преду-смотрена рассрочка при внесении вступительного взноса.

Открытое членство без каких либо ограничений и дискримина-ций является критерием истинности кооператива.

Управление и контроль.

Основой инициативных потребительских хозяйств является ие-рархические управление и общественный контроль, осуществляемые выборными лицами. Основой деятельности Общества является ра-венство всех членов: руководящие и контролирующие должности не оплачивались и считались почетными.

Введение демократического управления и контроля явилось принципиальным отличием Общества как кооператива от инициа-тивных потребительских хозяйств и в настоящее время является ос-новополагающим признаком для установления истинности коопера-тива.

Экономическое участие.

Экономической основой деятельности обоих рассматриваемых хозяйств является экономическое участие членов.

Важными особенностями Общества как кооператива является:

- создание неделимого фонда;

- распределение прибыли как пропорционально экономическому участию (виде бонуса на товарооборот), так и в виде дивидендов.

Создание неделимого фонда повышало финансовую устойчи-вость Общества за счет создания резервов.

Впервые введенное в Обществе распределение части прибыли в виде бонуса на товарооборот повсеместно используется в настоящее время в потребительских кооперативах и выделяет их из других видов современных предприятий.

Эффективность такой формы экономического участия членов подтверждена практикой деятельности Общества и стала основным признаком истинности потребительского кооператива.

Автономия и независимость.

Общество и инициативные потребительские хозяйства независи-мы и автономны. Это залог их успешной деятельности и критерий истинности кооператива.

Принципы образования, повышения квалификации, объедине-ние в союзы и забота об обществе присущи предприятиям всех форм хозяйствования и поэтому являются вторичными при определении хозяйства как кооператив.

Принципиально важным достижением Общества является отказ от его вмешательства в личную жизнь членов: поддержание устойчи-вости достигается в основном экономическими методами.

Формально сравнивая рассмотренные цели и принципы Общест-ва с целями и принципами коммунистических общин, а так же с со-временными кооперативными принципами можно отметить, что принципы коммунистических общин по смыслу и содержанию гораз-до ближе к современным кооперативным принципам, чем принципы Общества.

Именно этим и определяется успех Общества и неуспех комму-нистических общин - разрывом между поставленными целями и ме-тодами их достижения, то есть отношением к реальной действитель-ности. Различие в принципах подхода к решению конкретных задач очень точно подчеркнуто в уставе Общества: “Общество приступит, когда будет возможно, к организации производства, распределения, воспитания и самоуправления”. Анализируя устав Общества можно заметить, что все перечисленные (как возможные) цели частично бы-ли достигнуты уже самой организацией Общества, но, в отличие от теоретиков утопического социализма, родчельцы реально оценивали разницу между достигнутым и желаемым уровнем и не считали воз-можным даже в мелочах отрываться от действительности.

На примере анализа этого конкретного первого кооператива вы-явим то главное, на чем основано современное кооперативное хозяй-ство:

- вся его деятельность в первую очередь направлена на удовле-творение социальных и экономических потребностей членов;

- из опыта деятельности потребительских хозяйств приняты только проверенные практикой методы хозяйствования;

- из опыта предпринимательской деятельности приняты методы образования и использования капитала;

- разработан кооперативный метод распределения прибыли;

- развитие кооператива достигается пошаговым решением кон-кретных задач при общем движении к поставленной цели.

Возникновение первого международного союза кооперативов - Международного кооперативного альянса (МКА) - который и се-годня занимает ведущее место в формировании кооперативного дви-жения, вызвано следующими причинами:

- во многих странах оформились национальные союзы коопера-тивов, которые нуждались в выходе на международную арену;

- национальные союзы и отдельные кооперативы столкнулись с сильной конкуренцией и противодействием предпринимательских и государственных хозяйств.

Сложившееся положение предопределило успех 1-го учреди-тельного Международного кооперативного конгресса в 1895 году на котором был создан МКА в результате почти полувековой подгото-вительной работы.

Цель МКА формулировалась в следующей редакции: “Междуна-родный альянс основан усилиями организаций и лиц, продолжающих начатое В. Нилом (генеральный секретарь Кооперативного союза Ве-ликобритании) и его друзьями дело, с целью содействия кооперации и участию рабочих в прибылях во всех их формах”.

Из этой формулировки видно, что привлекательность кооперати-вов того времени заключалась в том, что только с их помощью рабо-чие могли участвовать в прибылях от совместной деятельности. Предпринимательские хозяйства стали привлекать рабочих к уча-стию в прибылях значительно позже.

Ввиду того, что кооперативы или их национальные союзы дейст-вовали в конкретных, часто несопоставимых условиях, для их взаи-модействия требовалось создание общих для всех правил, которые были сформулированы в виде принципов, то есть основных исход-ных положений, присущих всем хозяйствам, входящим в коопера-тивное движение и выделяющих эти хозяйства из других видов хо-зяйств. Кооперативные принципы служат основой взаимопони-мания в кооперативном движении, определяя единство его целей и методов их достижения.

Кооперативные принципы по своему содержанию отражают дос-тигнутый уровень кооперации и намечают пути ее дальнейшего раз-вития с учетом опыта успешно действующих передовых кооперати-вов и союзов. Они направлены на повышение эффективности дея-тельности кооперативного движения в целом путем пошагового за-крепления достижений отдельных кооперативов или их союзов в ос-новной массе участников кооперативного движения.

Поэтому поддерживается постоянное соответствие принципов изменяющимся условиям, уточняются их формулировки, появляются новые принципы, посредством которых кооперативное движение по-стоянно адаптируется к новым реальностям.

Принципы Международного кооперативного альянса при его об-разовании:

- альянс самостоятелен и независим;

- альянс не занимается вопросами политики и религии;

- выборное демократическое управление;

- участия в прибылях

- обмен информацией;

- налаживание экономических связей между кооператорами раз-ных стран;

- создание кооперативного общественного мнения.

Эти цели и принципы закреплены в уставе МКА, принятом в 1896 г.

Российская делегация впервые приняла участие в работе МКА на его 1V конгрессе в 1903 г.

Устав МКА впервые был пересмотрен на 8 конгрессе МКА в 1910 г.

В новой редакции устава исключен принцип участия в прибылях. Из всех видов кооперации потребительские кооперативы признава-лись наиболее ценными и важными для защиты интересов труда, что вызвало преимущественное развитие потребительских кооперативов в Европе.

В 1937 году МКА признал, что подлинность кооператива зави-сит от применения четырех принципов:

- открытое членство;

Глава 4:

В предыдущих главах нами достаточно подробно проанализиро-ван генезис и эволюция как самой дореволюционной российской кооперации, так и ее принципов.

Установлено, что дореволюционная российская кооперация раз-вивалась в русле основных тенденций развития международного кооперативного движения и добилась внушительных успехов: в 1917 г. число ее пайщиков превышало 10 млн. чел., кооперативы оказыва-ли заметное влияние не только на экономику Российской империи, но и играли значительную роль в мировой экономике, особенно в экс-порте продуктов питания.

Результаты ее деятельности можно видеть и сегодня. Например, здание ГУМа на Красной площади и музей В.И. Ленина в Москве раньше принадлежали кооператорам.

Поэтому вполне естественно, что большевики постарались ис-пользовать уже имеющийся аппарат и богатый потенциал дореволю-ционной потребительской кооперации для достижения соих целей.

Механизм

реформирования дореволюционной кооперации при Советской

власти

Реорганизация существующей потребительской кооперации на-чалась большевиками немедленно после захвата власти. Уже в декабре 1917 г. В.И. Ленин подготовил проект декрета о потребительских коммунах, положения которого явились основой всей последующей деятельности потребительской кооперации в СССР. Экономические цели кооперативов и средства их достижения он видел в следующем:

- кооперативы - “...единственный аппарат, созданный капита-листическим обществом, который мы и должны использовать”.

- “Существующие потребительские общества национализиру-ются, обязуясь включить в свой состав все население данной мест-ности поголовно”.

Позицию партии большевиков по отношению к кооперации можно сформулировать следующими положениями:

- получение компенсации пайщиками кооператива приводит к эксплуатации посторонних покупателей, партия потребовала ее от-менить;

- кооперативная собственность не может быть признана социа-листической и потому рано или поздно должна быть национализи-рована так же как и частная собственность;

- кооперативный аппарат должен быть преобразован в госу-дарственное ведомство по распределению и заготовке продовольст-вия под руководством партии.

Декретом Совнаркома от 10 апреля 1918 г. “ О потребительских кооперативных организациях” потребительская кооперация объеди-нена в рабочий и общегражданский кооператив, которому поручены функции распределения продуктов. Все жители России становятся членами потребительской кооперации.

Декретом Совнаркома от 20 марта 1919 г. создан единый аппарат продовольственного снабжения населения, Центросоюз подчинили Наркомпроду. 27 января 1920 г. Декретом Совнаркома объединены все виды кооперативов в составе Центросоюза.

Декретом Совнаркома от 7 апреля 1921 г. “О потребительской кооперации” на потребкооперацию дополнительно возложено:

- заготовка продуктов для государства через государственный товарообменный фонд (продразверстка);

- распределение предметов потребления и продуктов через коо-ператив.

Декретом Совнаркома от 12 мая 1921 г. “Об обменном фонде рабочих и служащих” образован фонд премирования членов коопе-рации, который поступал в распоряжение временного рабочего коо-перативного комитета при Центросоюзе (Церабкоп). Это отклонение от генеральной линии партии вызвано подготовкой к вступлению Центросоюза в Международный кооперативный альянс на X кон-грессе 1921 г., что имело для России следующие экономические и политические последствия:

- Центросоюз РСФСР признан правопреемником дореволюцион-ного Центросоюза;

- принята резолюция МКА “Об оказании помощи голодающим в России”, на основании которой России передано 13 тыс. ф. ст.;

- Высший совет Антанты предоставил льготы Центросоюзу для торговли со странами Антанты, частично отказавшись таким образом от экономической блокады Советской России.

После достижения этих целей Церабкоп был ликвидирован.

Декретом ЦИК и СНК “О порядке учреждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и по-рядке надзора над ними” от 3 августа 1922 г. создан учетно-распределительный отдел ЦК РКП(б) при Центросоюзе и других крупных союзах. Функции этого отдела - назначение и перемещение ответственных работников.

В местных организациях созданы комиссии по плановому пере-смотру состава кооперативных кадров, что привело к замене руково-дства кооперативов на всех уровнях партийными и профсоюзными активистами. К весне 1923 г. завершился переход от надзора за пер-сональным составом кооперативных центров к жесткому контролю за всей кооперацией. Постановлением ЦИК СНК СССР от 28 декабря 1923 г. отменена обязательная приписка граждан к ЕПО.

На основе Декрета СНК СССР от 20 мая 1924 г. “О порядке реги-страции потребительских обществ и их союзов” принят “Нормаль-ный Устав потребительского общества” и практические разъяснения к нему:

- партконференция признала за потребительской кооперацией значение, главным образом, как основного звена в товаропроводящей цепи в интересах обслуживаемого ею населения, а равно, в интересах государственной промышленности;

- первоочередной задачей сельскохозяйственной и кредитной кооперации признано устройство кооперативного кредита, устройст-во переработки и сбыта продуктов сельского хозяйства, развитие всех возможных форм коллективного земледелия (колхозы, ком-муны). Именно этот декрет явился законодательной базой после-дующей коллективизации.

Постановлением СТО от 18 августа 1926 г. “О взаимоотношени-ях государственной промышленности с потребительской коопераци-ей” установлено, что потребительской кооперации принадлежит роль основного распределителя промышленных товаров среди потребителей.

Заслуживает внимания трактовка открытости кооперативов: чле-нами потребительского общества, в соответствии с Конституцией РСФСР 1925 г., могут быть граждане, пользующиеся избирательным правом в Советы. Таким образом, из системы распределения продук-тов исключены более десяти ненужных партии социальных катего-рий населения.

Законодательно установлено распределение прибыли в коопера-тивах :

- собрание уполномоченных может постановить увеличить обо-ротные средства путем отчисления сумм по дивиденду и премии на составление паевых взносов;

- в то же время рекомендуется премии на забор товаров и диви-денды не выдавать, а перечислять в паевой фонд.

Так впервые опробованы на практике основы последующего об-нищания населения, впоследствии реализованные в виде практически безвозвратных внутренних займов.

Для потребительской кооперации эти решения имели далеко идущие последствия: исчезла мотивация населения к участию в по-требительской кооперации и, соответственно, исчезла социальная база кооперации.

Укрепив свои позиции, партия приняла следующие решения:

- циркуляром ЦК ВКП(б) от 26 июля 1928 г. началась “Чистка кооперативного аппарата от классово чуждых и разложившихся эле-ментов”. При оценке работников должны быть использованы мате-риалы КК РКИ и ГПУ;

- постановлением ЦК ВКП (б) , в целях усиления непосредст-венного руководства кооперацией со стороны партии и советских ор-ганов, ликвидированы центральный кооперативный совет и коопера-тивные советы на местах;

- циркуляром ЦК ВКП (б) повышен удельный вес бедноты в ру-ководстве кооперативов, началось движение 25-тысячников;

- резолюцией 16 съезда ВКП(б) приняты “Марксистско-ленинские принципы колхозного движения”, отступление от которых считалось тягчайшим преступлением против диктатуры пролетариата и суть которых сводилась к следующему: “Требовать, чтобы кре-стьяне, вступая в артель, немедленно отказались от всяких индиви-дуальных навыков и интересов, от возможности вести добавочное к общественному личное хозяйство (коровы, овцы, птица, приусадеб-ный огород), от возможности использования для себя заработков на стороне”.

Следует отметить эффективность принимаемых мер, особенно в первые годы Советской власти: благодаря потребительской коопера-ции обеспечивалось распределение продуктов для основной массы населения; через потребительскую кооперацию РСФСР вышла на международный рынок.

Регулируя по классовому признаку распределение продуктов че-рез потребительскую кооперацию и исключая из системы распреде-ления продуктов неугодные партии большевиков категории людей, партия достигла следующих целей:

- обеспечила требуемый классовый состав общества;

- запрещением личного производства продуктов питания поста-вила в зависимость от себя оставшееся в живых население страны.

Окончательно сформировались три основных элемента внутрен-ней политики, которые обеспечивали единство советского общества:

- идеология;

- распределение продуктов и товаров;

- репрессивная система.

Завершившийся первый этап индустриализации страны позволил сократить закупки оборудования за рубежом, в связи с чем в 1935 г. отказались от карточной системы распределения хлеба, муки и кру-пы.

Перед этим, для усиления позиции государственного распреде-ления продуктов, в 1933 - 1935 гг. проведена национализация собст-венности потребительской кооперации в городах и на ее базе органи-зованы закрытые рабочие кооперативы (впоследствии преобразо-ванные в отделы и управления рабочего снабжения). Это позволило гибко управлять развитием нужных государству отраслей промыш-ленности посредством распределения продуктов и товаров. Наряду с сохранением монопольного их распределения на селе с помощью по-требительской кооперации и с введением в СССР паспортной систе-мы это обеспечило зависимость большинства населения страны от государственного распределения продуктов вне зависимости от места проживания и работы.

Таким образом, государство полностью завершило создание сис-темы потребительской кооперации в том виде, в котором с неболь-шими изменениями она просуществовала до распада СССР.

Критическим для существования советской кооперации в миро-вом сообществе явился 1937 г.

На ХV конгрессе МКА повестка дня включала обсуждение под-готовленного специальной комиссией доклада “Применение в совре-менных условиях кооперативных принципов”, в ходе обсуждения ко-торого МКА поставил под сомнение возможность существования подлинной кооперации в СССР.

Такая постановка вопроса мотивировалась следующим: комисси-ей МКА в 1921 г. был сделан вывод о том, что кооперативное движе-ние в СССР соответствует принципам МКА в рамках особого, ранее не существовавшего государственного строя. Но после того, как фа-шистские государства реализовали у себя такие же методы решения кооперативных проблем как и в СССР, возникло принципиальное противоречие: фашистские и национал-социалистические союзы в МКА не приняты, а основанный на коммунистической платформе Центросоюз является членом МКА.

Похожие работы на данную тему