Сущность и функции банковского маркетинга

Название работы: Сущность и функции банковского маркетинга

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Маркетинг

Страниц:

39 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА 5

1.1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА 5

1.2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА 7

1.3. СБЫТ И ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО ПРОДУКТА 8

1.4. ЦЕЛЕВЫЕ РЫНКИ И СЕГМЕНТАЦИЯ 12

1.5. СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА 18

1.6. РАЗРАБОТКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ 20

1.7. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 21

1.8. МЕТОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 23

1.9. СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ 24

1.10. МАРКЕТИНГОВАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ 29

2. ПРАКТИКА БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Выдержка:

Введение:

Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид пред-принимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики ру-ководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, — увеличение получаемой прибыли. Средствами достижения данной цели явля-ются инструменты банковского маркетинга, что и определяет важность и акту-альность выбранной темы.

Поначалу банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов, и лишь в 80–е годы сформи-ровалась концепция маркетинга, которая стала основой управления коммерче-скими банками. Банки обзавелись собственными маркетинговыми службами, системами сбора и обработки информации, разрабатывают и контролируют программы маркетинга.

Содержание и цели маркетинговой деятельности существенно изменились в последние годы под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финан-совых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой.

Маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры. По-этому маркетинг предполагает тщательное изучение рынка, анализ меняющих-ся склонностей, вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг. Бан-ковский служащий становится продавцом финансовых продуктов и в этом со-стоит наиболее существенный сдвиг по сравнению с ситуацией 20–30 лет назад.

В сфере услуг банки обратились к маркетингу и стали активно использо-вать вначале отдельные элементы маркетинга, а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования. Это было вызвано следующими факторами:

 проникновение банков на зарубежные рынки и их конкуренция с местны-ми банками; глобализация банковской конкуренции;

 появление и развитие практически во всех странах огромного числа небан-ковских учреждений, составивших конкуренцию банкам;

 расширение спектра услуг, оказываемых банками, и развитие небанков-ских методов заимствования денежных средств (например, выпуск облига-ций);

Глава 2:

Становление банковского маркетинга в России только начинается, т.к. коммерческие банки как элемент рынка возникли ещё до его реального созда-ния. Поэтому в первые годы своего функционирования для большинства ком-мерческих банков понятие банковского маркетинга как такового по существу отсутствовало.

Это связано прежде всего с тем, что отсутствовала рыночная конъюнктура в общепринятом понимании, банки не были укомплектованы профессиональ-ными кадрами, слабо внедрялся зарубежный опыт, основное накопление и рас-пределение депозитно–кредитных ресурсов производилось Госбанком, Сбере-гательным банком и специализированными банками, созданными в 1986 г. в период начала перестройки.

Реально же о банковском маркетинге можно говорить лишь с 1991–1992 гг. в этот период банковский маркетинг стал «реальной объективностью» и посте-пенно начал использоваться российскими коммерческими банками. Особенно-стью маркетинга в нашей стране стало использование зарубежного опыта, на-правленного на расширение депозитов вкладов путём привлечения сбережений юридических и физических лиц.

Однако практика показала, что российская модель банковского маркетинга пока является довольно примитивной, поскольку не связана с серьёзным и глу-боким изучением рынка по привлечению денежных средств в банки. Главным элементом маркетинга на протяжении последних лет является в основном ма-нипулирование процентной ставкой по депозитам. Каждый банк стремится предложить как можно более высокую депозитную ставку.

Другой объективной причиной такого маркетинга является политика либе-рализации цен, постепенно переросшей в гиперинфляционную спираль.

Что касается выдачи кредитных ресурсов, то здесь банковский маркетинг свёлся исключительно к вложениям в посреднические операции. Единственная направленность маркетингового рынка по кредитным вложениям — стремле-ние быстрого возврата денег с высоким процентом. Как правило, банки не при-меняли общепринятые мировые методы маркетинга, связанные с оценкой и анализом экономической деятельности предприятий, анализом его баланса, де-ловых связей, платёжеспособности, качества выпускаемых товаров, степени конкуренции, рекламы.

Главной чертой маркетинговой стратегии российских банков, начиная с 1991 г., когда реально начался переход к рынку, стала навязчивая реклама о выплате высоких процентов по вкладам в СМИ. Такая реклама оказывала мас-совое воздействие на большие слои населения, не обладающие достаточной подготовкой и культурой относительно вложений своих сбережений в условиях рынка. При этом в рекламе, осуществляемой банками, не давалась информация о своём финансовом состоянии, а сами банки предлагали довольно традицион-ный набор банковских услуг в виде рублёвых и валютных вкладов с 3, 6, 12–месячной выплатой процентов по вкладам.

В то же время, как показала банковская практика в России, уже в 1993 г. стало очевидным, что многие банки не только не могут выплатить проценты обещанных размеров, но и вообще некредитоспособны. Используя метод пира-миды и собрав значительные средства, банки игнорировали маркетинговую стратегию при вложениях и акцентировали внимание главным образом на меж-банковских коротких кредитах в различные сферы экономики и на валютных операциях. Ставка на эти операции привела к значительному невозврату креди-тов. Поэтому многие банки в 1993–1995 гг. оказались в серьёзной ликвидной ситуации и не смогли выплатить проценты по вкладам, а в ряде случаев — и дивиденды по акциям. В связи с этим возникли проблемные, или кризисные, банки, которые оказались либо на грани банкротства, либо на уровне отзыва лицензии со стороны ЦБ.

Заключение:

Итак, банковский маркетинг можно определить как поиск наиболее выгод-ных (существующих и будущих) рынков банковских продуктов с учетом реаль-ных потребностей клиентуры. Процесс этот предполагает четкую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и разработку кон-кретных мероприятий для реализации планов.

Реальный банковский маркетинг может развиваться в России, если банки будут прежде всего учитывать общепринятые методы маркетинга, связанные с кредитными вложениями в промышленность и другие сферы экономики. Это хорошо показывает практика астраханских банков, у которых за счёт вложения в промышленные, обрабатывающие, строительные и другие предприятия, а также в ценные бумаги возросла прибыль. Это способствовало и укреплению предприятий, и выходу их на зарубежный рынок, и закреплению на российском рынке.

В России банковская маркетинговая стратегия и политика строились без главного элемента — тщательного изучения рынка и разбивки его путём сег-ментации на целевые однородные рынки по клиентам. В результате банки ра-ботали с общей массой клиентуры, навязывая им услуги, они исходили из ре-альных потребностей своих клиентов.

Однако, опираясь в последнее время на зарубежный опыт и на свои, уже заработанные ошибки, российские банки активно применяют все способы и ме-тоды маркетинга, ориентируются не только на расширение круга вкладчиков, но и на постоянное улучшение качества их обслуживания.

Итак, на основе изученных теоретических и аналитических материалов, я поняла, что без проведения маркетинговых исследований банк не сможет пра-вильно выбрать необходимый продукт, для него — «тот самый круг клиенту-ры», не сможет выйти и завоевать рынок прочно и навсегда и вообще может в скором времени потерпеть крах.

Похожие работы на данную тему