Этика дореволюционной России

Название работы: Этика дореволюционной России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Этика, эстетика

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 2

1. Деловая этика в Древней Руси. 3

2. Деловая этика средневековья. 4

3. Деловая этика русского купечества. 6

4. Деловая этика в среде старообрядцев. 10

Заключение. 13

Список литературы: 15

Выдержка:

Введение:

В данной работе мы рассмотрим деловую этику в дореволюционной России.

Путь в будущее России лежит не через очевидную научно-техническую революцию, а через новую духовную реформацию, преобразующую внутренний мир людей.

Для решительного продвижения экономических реформ необходим строгий учет специфики, исторических традиций и социокультурных особенностей российского общества. Накопленный в ходе истории человеческий моральный и культурный капитал – отнюдь не меньшее достояние, чем каптал финансовый.

Деловая этика в России, как хозяйственная этика вообще формировалась на протяжении многовековой истории и несет на себе отпечаток эволюции социально-экономических и политических структур, природно-географической среды и осо¬бенностей ее освоения, а также исторических коллизий.

Часть 3:

Мощный импульс предпринимательство получило в годы прав¬ления Петра I (1689—1725), реформы которого были призваны лик¬видировать разрыв в уровне развития России и Европы. При Петре I вырастает целое поколение заводчиков: если к концу XVII века в стра¬не насчитывалось лишь 30 мануфактур, то к 1725 году — уже более 200. Однако отсутствие свободных рыночных отношений по-преж¬нему ориентировало большинство фабрик и заводов на государствен¬ный заказ. Не желая выпускать из-под контроля доходы в сфере тор¬говли, государство поощряло также монопольное положение круп¬ных купцов. Так, несколько государственных мануфактур было пере¬дано в частные руки, тем самым предприниматели получили моно¬польное право распоряжаться от имени государства материальными и финансовыми ресурсами. Например, тульский купец Никита Де¬мидов (основоположник династии знаменитых уральских горнозавод¬чиков Демидовых) получил от государства Невьянский завод.

Процесс формирования предпринимателей как социального слоя продолжился во времена правления Екатерины Второй (1762—1796). Так, восстание Емельяна Пугачева заставило Екатерину Вторую пой¬ти на сословную реформу — все купцы делились на три гильдии в со¬ответствии с наличным имущественным достатком. Чтобы получить право называться купцом, во второй половине XVIII века требова¬лось иметь следующий капитал:

Годы Купец 1-й гильдии Купец 2-й гильдии Купец 3-й гильдии 1775 10000руб. 1000руб. 500руб.

1785 10000руб. 5000руб. 1000 руб.

1794 16000руб. 8000руб. 2000руб.

Был создан сословный купеческий суд, который рассматривал претензии купцов друг к другу. Другими мерами политики «просве¬щенного абсолютизма» стали: учреждение Вольного экономическо¬го общества (1765), принятие манифеста «О свободной торговле» (1775), согласно которому для открытия предприятий не требовалось разрешения правительства. В 1769 году впервые были введены в об¬ращение бумажные деньги - ассигнации, что стимулировало развитие финансово-кредитного предпринимательства. Создавались но¬вые финансовые учреждения — ассигнационные банки, выдававшие в том числе и кредиты.

В середине XVIII в. в России появляется довольно большое ко¬личество литературы, имеющей прямое отношение к нормам пове¬дения не просто «деловых людей», но и тех, кто возглавлял про¬мышленное, торговое или какое-либо другое предприятие. В этой литературе давался перечень тех знаний и личностных качеств, ко¬торые, с точки зрения авторов, были необходимы владельцу тор¬гового или промышленного дела. Из числа профессиональных зна¬ний упоминались арифметика, бухгалтерия, каллиграфия, нумизматика, знание мер и весов, торговое право; кроме этого, называ¬лись такие дополнительные знания, как европейские языки, исто¬рия коммерции, геральдика, естественная история и др.

Однако практически все авторы указанных сочинений обра¬щали внимание на формирование у владельцев предприятий осо¬бых черт личности, которые являлись столь же необходимыми, как и специальные знания. Именно соединение того и другого были, по мнению авторов соответствующих литературных тру¬дов, залогом успешности развития промышленного, коммерчес¬кого и прочего дела.

Весьма характерным в этом отношении является мнение типичного представителя этой среды - купца из Архангель¬ска А. Фомина: «При всех сих сведениях следует ему (купцу) быть трудолюбиву, ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну ... умеющу говорить красно и порядочно ... Надо, чтобы бодрость и предприимчивость были ево удел; осторожность и быстрота мыс¬лей - его щастие, а довольная опытность и осмотрительность - его подпора. Весьма противоестественно купцу быть лениву или тратить время в излишних забавах... Но при том всем купец за самое главное правило почитать должен честность и непоколеби¬мое держание своего слова» .

Заключение:

Этические нормы установления деловых связей, деловых от¬ношений, этические требования к управлению торговыми, про¬мышленными делами существовали в истории человечества давно. В России, в том числе, они были известны и распростране¬ны, прежде всего, в сфере деятельности купцов уже в середине XVIII в.

Выделим несколько основных факторов, повлиявших на развитие деловой этики в России.

В качестве первого фактора следует назвать сильное вмешатель¬ство государства в дела людей. Прямое и косвенное вмешательство государства в деловую жизнь породило одну из отличительных особенностей российского предпри¬нимательства — стремление достигать экономического успеха не толь¬ко, а порой и не столько развитием производства, улучшением его организации, сколько получением выгодных правительственных за¬казов.

На культуру предпринимательства оказал влияние фактор исто¬рического развития общества. В отличие от Европы Русь не знала пе¬риода рабовладения: восточные славяне от общинно-патриархальных отношений перешли сразу к феодализму. В России не было процессов, аналогичных европейскому Ренес¬сансу, здесь не получили широкого распространения идеалы свобод¬ной мысли, самоценности человеческой личности, стремления к по¬литической свободе.

Третий фактор влияния — тип хозяйствования. Набеги кочевни¬ков, вражда удельных князей — все это издревле способствовало ар¬хаическому подсечному или пашенному земледелию, что быстро ис¬тощало плодородные почвы. Кроме того, наличие огромных неосвоенных пространств вызывало доминирование экстенсивного типа хо¬зяйства над интенсивным.

Предприниматели добивались материального благополучия не через рыночные отношения, механизмы и институты, а благодаря земельным наделам в деревне, семейным фермам.

Похожие работы на данную тему