Разделение властей в государстве

Название работы: Разделение властей в государстве

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Политология

Страниц:

96 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ ……..2

Глава I. Понятие и сущность принципа разделения властей, его

необходимость и механизм реализации ……………….7

§ 1. Возникновение и развитие концепции разделения властей в

политико-правовой мысли …………………………………. 7

§ 2. Реализация принципа разделения властей в государственном

строительстве ……………………………… 20

Глава II. Практическая реализация принципа разделения

властей в современном государстве (на примере

Российской Федерации, Франции и США) ………. 32

§ 1. Законодательная власть и ее органы в системе органов

государственной власти ……………………… 32

§ 2. Исполнительная власть …………………………….. 44

§ 3. Основы судебной власти и функционирование ее органов ……..65

§ 4. Проблемы реализации конституционного принципа

разделения властей в Российской Федерации …………………..79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………….. 85

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………. 89

Выдержка:

Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Такой подход к устройству власти зародился в эпоху освободительных антифеодальных революций XVI-XVIII вв. в Европе и Северной Америке.

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних "руководство" со стороны государства означает прямое насилие, в других - скрытое принуждение, в третьих организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдаются анархия или возвышение какой-либо иной власти.

Тема данной дипломной работы бесспорно является одной из самых актуальных проблем современной политики. Актуальность вопросов, рассматривающих проблему реализации принципа разделения властей в современном государстве, обусловлена тем, что:

- во-первых, в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того, сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшейся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права;

- во-вторых, в современном обществе строится система демократических институтов власти и от того, насколько эффективно они будут функционировать, зависит будущее нашего государства;

Применение идеи Монтескье претерпело и другие изменения. На основе американского опыта была создана доктрина сдержек и противовесов: ветви государственной власти должны быть не только разделены, но и уравновешивать друг друга, ни одна из них не должна получать перевеса, доминировать. Постепенно сложилась концепция взаимодействия ветвей власти: они должны не только уравновешивать друг друга, но и взаимодействовать при осуществлении задач государства, его функций. Около двух десятилетий назад стала возникать идея субсидиарности ветвей власти. Она имеет неодинаковые толкования, а при толковании акцент делается на разные стороны. В конституционном праве обычно считают, что ее смысл состоит в следующем: ветви власти должны оказывать содействие друг другу при осуществлении функции государства, если нет запрета в конституции и не возражает та ветвь власти, которой оказывается содействие, помощь.

В последние десятилетия прослеживается тенденция отделения главы государства от исполнительной власти. Президент – арбитр над всеми институтами государства - эта идея и норма французской конституции 1958 года оказали влияние и на российскую Конституцию 1993 года.

Органы исполнительной власти — это прежде всего высший орган федеральной исполнительной —Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти —министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти —министерства, государственные комитеты, ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации —президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти это, как правило, назначаемые органы. Основная особенность деятельности, осуществляемой данными органами, —ее практический организующий характер, направленный на выполнение (исполнение) Конституции, федеральных законов, иных нормативных правовых актов.

Отличительная ее особенность —не только исполнительная —но и распорядительная, правотворческая деятельность.

Все органы исполнительной власти: Правительство, министерства, иные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ имеют специфическую организационную структуру: в доминирующей части —министерства, федеральные службы, государственные службы, управления, департаменты и другие —являются по своему организационному устройству единоначальными органами исполнительной власти.

Значительная часть органов исполнительной власти —правительство, государственные комитеты Российской Федерации —коллегиально устроенные органы.

В Конституции Российской Федерации (ст. 10) закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. В настоящее время она представляется единственно возможной схемой организации государственной власти в демократическом государстве.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Полной реализации принципа разделения властей в Российской Федерации мешает отсутствие надлежащей эффективно действующей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, а также раздвоение исполнительной власти – Президент - Правительство – в сочетании с независимостью Правительства от Парламента и др.

С точки зрения автора данной дипломной работы, значительную часть работы по сбалансированию разделения властей в Российской Федерации следует осуществить прежде всего путем принятия вытекающих из Конституции РФ федеральных законов, и в первую очередь федеральных конституционных законов.

31. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1993.

32. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2003 .

33. Чеботарев Н.Г. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации (монография). Тюмень: Изд-во: Тюменский госуниверситет, 1997.

34. Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М.: Издательская фирма "Манускрипт", 1996.

35. Чиркин В.Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России. Сборник "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003.

36. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1996.

37. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.

Похожие работы на данную тему