Особенности когнитивного развития детей с нарушением зрения

Название работы: Особенности когнитивного развития детей с нарушением зрения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

13 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 2

1. Влияние нарушения зрения на когнитивные процессы 3

2. Когнитивное развитие детей с нарушением зрения 5

2.1. Общая характеристика нарушений когнитивного развития 5

2.2. Развитие мышления детей с нарушениями зрения 6

2.3. Роль компенсаторных механизмов в обучении детей с нарушениями зрения 10

Заключение 12

Список литературы 13

Выдержка:

Но нарушения зрения влекут за собой не только зрительную депривацию, но и депривацию эмоциональную и социальную. Также следует иметь в виду, что при врожденной или рано приобретенной слепоте человек лишен не только зрительных стимулов - также сокращается стимуляция других модальностей в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, бедностью социальных связей и отношений. Таким образом, слепота может сопровождаться различными сдвигами в поведении, соматическом состоянии, нервно-психическими нарушениями.

Цель данной работы: Рассмотреть особенности когнитивного развития детей с нарушениями зрения.

Задачи:

1. Изучить влияние нарушения зрения на когнитивные процессы.

2. Проанализировать общую характеристику нарушений когнитивного развития.

3. Рассмотреть развитие мышления детей с нарушениями зрения.

4. Изучить роль компенсаторных механизмов в обучении детей с нарушениями зрения.

В процессе коррекционного обучения педагог опирается на механизмы компенсации. Процессы компенсации в детском возрасте имеют специфические особенности, обусловленные возрастными изменениями в развитии детей . В связи с этим при оценке возможностей компенсации в детском возрасте учитываются не только уже сформировавшиеся механизмы компенсации, но и находящиеся в стадии формирования и становления, то, что Л.С. Выготский назвал «зоной ближайшего развития ребенка». Учет зоны ближайшего развития имеет важное значение для управления процессами компенсации, коррекции и восстановления нарушенных функций.

Процессы компенсации развиваются постепенно и имеют определенные стадии развития, характеризующиеся особым составом и своеобразием системного строения функций. Как показано в исследованиях М.И. Земцовой , А.Г.Литвака, Л.И.Солнцевой , на разных стадиях онтогенетического развития детей имеются и разные сензитивные периоды формирования процессов компенсации. В раннем и младшем дошкольном возрасте наибольшее компенсаторное значение в развитии ребенка с нарушениями зрения играют предметная деятельность и речь.

3. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

4. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978.

5. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985.

6. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1980.

7. Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения //Дефектология. - 1990. - №1. С. 16-21.

Похожие работы на данную тему