Психологическая профилактика наркозависимости в подростковом возрасте

Название работы: Психологическая профилактика наркозависимости в подростковом возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

207 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Проблемы наркомании в подростковом возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов………………………………8

1. Феномен наркомании. Виды, особенности проявления…………….8

2. Психологические проблемы наркотической зависимости. Источники, факторы…………………………………………………….43

3. Подростково-юношеская наркомания, причины и особенности ее протекания………………………………………………………………..62

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальные исследования проблем наркомании в подростковом возрасте и пути ее профилактики……86

1. Постановка проблемы и организация исследования……………….86

2. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению особенностей подростковой наркомании…………………………....91

3. Особенности психологической профилактики наркомании в подростковом возрасте. Программа профилактики в работе практического психолога……………………………………………..104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………150

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….152

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………156

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены пре¬жние, устаревшие, стереотипы поведения, норматив¬ные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позво¬лили бы сохранить свою индивидуальность и сформи¬ровать здоровый стиль жизни.

Современная социальная ситуация неизбежно при¬вела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время со¬вершенно очевидно, что очень многие наши соотече¬ственники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не го¬товы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные фор¬мы саморазрушающего поведения, в первую очередь употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ.

Отсутствие специальных знаний и навыков здорово¬го образа жизни, а также современных социально адап¬тивных стратегий поведения у взрослой части населе¬ния — родителей, педагогов — не позволяет им оказы¬вать результативное воспитательное воздействие, пси¬хологическую и социальную поддержку. Она оказыва¬ется одинокой и психологически беспомощной, ее связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать, стрессоустойчивую лич¬ность, способную самостоятельно, эффективно и от¬ветственно строить смою жизнь, нужно самому обладать всеми ними качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с моло¬дежью, знать способы эффективного преодоления жиз¬ненных проблем и развивать стереотипы здорового по¬ведения.

Цель и задачи исследования.

Основная цель исследования в данной выпускной квалификационной работе – изучение особенностей психологической профилактики наркозависимости в подростковом возрасте.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

1. Обобщение имеющихся в современной психологической литературе сведений о проблеме наркозависимости в подростковом возрасте;

2. Постановка проблемы и организация исследования;

3. Анализ опытно-экспериментальных данных по изучению особенностей подростковой наркомании;

4. Изучение особенностей психологической профилактики наркомании в подростковом возрасте;

5. Разработка программы профилактики в работе практического психолога.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступили воспитанники ГОУ школы-интерната (9-е классы – 15 человек) и ученики 9 класса МОУСОШ №6 п. Прогресс (16 человек).

Предметом исследования являлись особенности наркозависимости в подростковом возрасте и пути ее диагностики и профилактики.

Гипотеза исследования – основами профилактики наркозависимости являются информирование школьников о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Методологической основой исследования

1. Разработанная Сиротой Н.А. (1990) классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в подростковом возрасте:

1. Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности;

2. Факторы наследственной отягощенности;

3. Факторы нарушенного онтогенеза;

4. Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания;

5. Нарушения психосоциальной адаптации в процессе развития

подростка;

6. Психологические факторы.

2. Модель аддикции, предложенная Анохиной И. П. (2002) - раскрывает биологические механизмы алкоголь¬ной и наркотической зависимости. Влияние наркотиков, алкого¬ля, других психоактивных веществ на организм человека, его жизнедеятельность и функции, проявляется в трех направлениях

3. Модель аддикции, предложенная Ялтонским В.М.(1995) - было доказано, что у подростков с аддиктивным поведением преобладают преморбидные (предшествующие развитию болезни) эпилептоидные, лабильные, неустойчивые и истероидные типы акцентуаций характера, отмечается высокая пси¬хологическая склонность к делинквентности и алкоголизации, а также изменения характера по органическому тину и отчетливые признаки социальном дезадаптации.

4. Модель копинг-поведения (Сирота Н.А.1994; Ялтонский В.М. 1995) - для объяснения процессов адаптации при формировании наркологических заболеваний в этой модели используется трансакционная когнитивная теория стресса и копинга Р.Лазаруса.

5. Социально–когнитивные теории А. Бандуры Р. Лазаруса - являются базисом для понимания того, что состоянием здоровья и благополучия человек способен управлять сам.

6. Теория проблемного поведения Р. Джессора (1992) - связывает подход, базирующийся на понятии о необходимости постоянного развития человека и позитивного изменения поведения с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, которые являются актуальными в подростковом возрасте.

7. Трехкомпонентная модель профилактического тренинга Н. Фишбаха:

Первый компонент — аффективная проницательность;

Второй компонент — умение представлять себя в роли другого человека и оценивать перспективы его поведения;

Третий компонент — аффективный, отражает готовность к эмоциональному восприятию и поддержке.

Методы и методики исследования.

1. На базе ГОУ школы-интерната и в МОУСОШ № 6 п. Прогресс в 9-х классах было проведено тестирование: Шкала депрессии - тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева, Т.И. Балашовой; Шкала проявления тревоги – методика, адаптированная Т.А. Немчиным, предназначенная для измерения уровня тревожности; Шкала поиска острых ощущений (методика предложена М. Цукерманом в 1964 г.) – используется для исследования уровня потребности в ощущениях различного рода и Опросник Шмишека, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности. Также были проведены подробно разработанные уроки профилактики наркомании в школе, и анкетирование.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации психологических знаний по проблеме психологической профилактики наркозависимости в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении «групп риска» по употреблению наркотических веществ; в обучении школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям; в формировании у них отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления; во внедрении в практику специальных программ профилактики.

ГЛАВА 2

Опытно – экспериментальные исследования проблем наркомании в подростковом возрасте и пути ее профилактики.

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многих странах наркомании признаны социальным бедствием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума. В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек. Наркомания, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе.

Выработка у подрастающего поколения устойчиво¬сти к наркотическому давлению среды требует приста¬льного внимания психологов по¬скольку общество остро нуждается в работе по огражде¬нию детей, подростков, юношества от пагубного влия¬ния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не то¬лько собственно антинаркогенных, но также и общих за¬дач воспитания.

Похожие работы на данную тему