Воображение в психотерапии

Название работы: Воображение в психотерапии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

39 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ 5

1.1. Активное воображение 5

1.2. Пассивное воображение 12

ГЛАВА 2. МЕТОД АКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ К.Г. ЮНГА 16

2.1. Роль активного воображения в теории Юнга 16

2.2. Интеграция 18

ГЛАВА 3. МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ (СИМВОЛДРАМА) Х.ЛЕЙНЕРА 21

3.1. Методика и техника проведения 21

3.2. Методические шаги 25

3.3. Ступени символдрамы 28

3.4. Значение терапевтического воздействия символдрамы 33

ГЛАВА 4. АРТ-ТЕРАПИЯ 35

4.1. Основные задачи арт-терапии 35

4.2. Достоинства арт-терапевтических методов работы 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Воображение - процесс превращения какой-то наблюдаемой частички реальности в образ, своеобразное отражение внешнего мира фантазией человека. Гюстав Ле Бон писал в книге "Душа толпы", что могущество победителей и сила государств основываются на народном воображении. "Кто обладает искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять".

Понятно, что воображение неразрывно связано с восприятием, оно лишь новым образом комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в памяти: нельзя вообразить то, что в разных своих элементах не присутствовало бы в действительности. Платон сравнивал восприятие процессом тиснения печати на восковой пластинке, а воображение, согласно Платону, это оттиск, который остается после удаления печати. Дети до полутора лет не проявляют никаких признаков воображения - им для этого не хватает материала.

Воображение - способность человека, необходимая для мыслительного постижения реальности. В уме мы оперируем теми образами реальности, которые нам производит наше воображение. Уже Аристотель писал, что когда ум осознает какую-то вещь, он должен построить ее в воображении. Исходя из этих "образов вещей" мы вырабатываем и нашу линию поведения.

Воображение и "внешняя" реальность тесно связаны. Карл Густав Юнг пишет: "Если некто вообразит, что я его смертельный враг и убьет меня, то я стану жертвой простого воображения. Образы, созданные воображением, существуют, они могут быть столь же реальными - и в равной степени столь же вредоносными и опасными, - как физические обстоятельства. Я даже думаю, что психические опасности куда страшней эпидемий и землетрясений" (10, с. 37).

Отсюда понятно, что для контроля за поведением людей очень важно влиять на оба процесса - выработки образов исходя из реальности и выработки стратегии и тактики поведения исходя из возникших в сознании образов.

ГЛАВА 3. МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ (СИМВОЛДРАМА) Х.ЛЕЙНЕРА

3.1. Методика и техника проведения

Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод “сновидений наяву”) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как “психоанализ при помощи образов”.

Название метода происходит от греческих слов “ката” -“соответствующий”, “зависящий” и “тимос” - одно из обозначений “души” (в данном случае имеется ввиду “эмоциональность”). На русский язык название метода можно перевести как “эмоционально обусловленное переживание образов” (9, с. 273).

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, “картины” на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берндер, Гнайст И. Психодрама в примерах // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

2. Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. Тренинг творческого воображения. - М., 1998.

3. Еслюк Р.П. Символдрама - лечение души с помощью образов // Неведомый мир (г. Харьков), 2000, № 7, с. 20-21.

4. Лёйнер Х. Основные принципы и терапевтическая эффективность метода направленного аффективного воображения (НАВ) / Пер. с англ. И.И. Нагорной, З.Г. Кисарчук под ред. З.Г. Кисарчук. В: Из архива Ханскарла Лёйнера. - Киев, "Киевское общество символдрамы" 2000, с. 1-41

5. Копытин А.И. Арт-терапия. - СПб.: Питер, 2001.

6. Копытин А.И. Основы арт-терапии. - М.: Лань, 1999.

7. Немов Р.С. Психология, книга 1. – М., 1998.

8. Обухов Я.Л., Залесский Д.Г. Луг. Ручей, гора, дом и опушка леса - сновидения наяву // Психологический вестник РГУ (выпуск 4), 1999, с. 204-215.

9. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. - М., 1998.

10. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - Санкт-Петербург, Москва, 1997.

Похожие работы на данную тему