Проблемы и перспективы развития российского бюджетного федерализма

Название работы: Проблемы и перспективы развития российского бюджетного федерализма

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

34 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Сущность, принципы и особенности российского

бюджетного федерализма 5

1.1. Понятие бюджетного федерализма 4

1.2. Принципы бюджетного федерализма 6

1.3. Модели бюджетного федерализма 8

1.4. Конституционная модель бюджетного федерализма

в Российской Федерации 12

ГЛАВА 2. Состояние и проблемы бюджетного федерализма в

Российской Федерации 15

2.1. Структура поступлений консолидированного бюджета

Российской Федерации 15

2.2. Структура поступлений бюджетов субъектов

Российской Федерации 16

2.3. Актуальные проблемы российского бюджетного

федерализма 19

ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования

бюджетного федерализма в России 24

3.1. Совершенствование разграничения расходных

полномочий между уровнями бюджетной системы 24

3.2. Совершенствование распределения налоговых

полномочий между центром и регионами 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

БИБЛИОГРАФИЯ 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В бюджетной системе Российской Федерации взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.

Во многих государствах, которые относятся к унитарным (Франция, Китай, Тур¬ция, Япония и др.) межбюджетные отношения не следует отождествлять с понятием бюджетного федерализма, поскольку в этих странах бюджетная система, как это было в СССР, представляет собой единый государственный бюджет, а не систему са¬мостоятельных бюджетов, что и является специфической чертой в бюджетном феде¬рализме.

Хотя с правовой точки зрения Россия представляет собой федерацию, сложившаяся система политических и фискальных отношений между федеральными, региональными и местными органами власти сталкивается с серьезными проблемами, говорится в отчете, опубликованном компанией Standard & Poor’s. К сожалению, политика фискальной децентрализации, предложенная в правительственной «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.», остается нерешительной и противоречивой.

Сложившаяся слабая модель политического и бюджетного федерализма ограничивает эффективное экономическое и политическое развитие, снижает действенность различных структурных реформ, осуществляемых в настоящее время, препятствуя их справедливому воплощению. Россия по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами в попытках модернизировать собственную федеральную систему — правительству предстоит добиться эффективного внедрения множества предложенных законов и политических принципов на территории всей страны.

Бюджетный федерализм реализуется через единую со¬циально-экономическую и бюджетно-финансовую политику государства. Это такая организация бюджетных отношений, которая позволяет в условиях самостоятельности, автоно¬мии каждого бюджета органично сочетать фискальные ин¬тересы Федерации с интересами ее субъектов и органов самоуправления. Проблема бюджетного федерализма — это не только и не столько проблема взаимоотношения бюджетов различных уровней бюджетной системы, это, преж¬де всего, проблема взаимоотношений государства и его граждан по бюджетно-налоговым вопросам.

Соответственно, выход из социально-экономического кризиса, сохранение и укрепление территориальной целостности страны и федеративных основ Российского государства предполагают формирование и осуществление со стороны федерального центра активной финансовой поли¬тики по отношению к регионам.

Сегодня насущно необходимым для России является осоз¬нание того, что эффективная система бюджетных отноше¬ний — это компромисс, продукт синтеза экономических ин¬тересов государства, населения и предпринимательства.

ГЛАВА 2. Состояние и проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации

2.1. Структура поступлений консолидированного бюджета

Специфика бюджетной системы РФ предполагает систему рас¬пределения поступлений между конкретными бюджетами – феде¬ральным, субъектов Федерации и местными, а также внебюджетны¬ми фондами. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюд¬жетным и налоговым законодательством РФ. Пропорции распреде¬ления налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджет¬ной системы РФ утверждаются Федеральным законом «О федераль¬ном бюджете» на срок не менее трех лет.

В связи с этим доходы делятся на собственные и несобствен¬ные. Собственные доходы бюджетов — это доходы, закрепленные на постоянной основе (полностью или частично) за соответствующими бюджетами. К ним относятся:

1) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;

2) неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления.

Несобственными доходами являются регулирующие доходы и финансовая помощь. Под регулирующими доходами бюджетов пони¬маются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной фи¬нансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

Общая структура поступлений государственного (консолидиро¬ванного) бюджета России в последние годы отражена в табл. 1.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Конституция Российской Федерации. М., 1999.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31.

3. Ассекритов С., Широкобокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению // Экономист, 2001, № 1.

4. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999.

5. Валентей С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность. – М.: Институт экономики РАН, 1998.

6. Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002.

7. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США / Сост. Любимцев Ю. И., Мадд Ш. Б. М., 1996.

8. Годин А. М., Макисмова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков и Ко», 2003.

9. Иванченко В. Региональные особенности федерализма // Экономист, 2005, № 1.

10. Кадочников П., Сидельников С., Трунин И., Четвериков С. Анализ перераспределения средств между субъектами Российской Федерации в рамках системы межбюджетных отношений. Оценка стабилизационных свойств перераспределительных инструментов российских федеральных властей. /http://www.iet.ru

11. Казаков В. А. Межбюджетные отношения здравого смысла // Финансы, 2001, № 8.

12. Колесов А. С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования // Финансы, 2002, № 2.

13. Лайкам К., Шаромова В., Бауман Е., Дорофеюк А., Чернявский А. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональными бюджетами // Экономист, 1998, №5.

14. Миляков Н. В. Финансы. – М.: ИНФРА-М, 2002.

15. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2003.

16. Нестеренко Т. Г. Основные принципы межбюджетных отношений // Финансы, 2001, № 11.

17. Отчет об исполнении консолидированного бюджета территорий. /http://www.minfin.ru. – сайт Министерства финансов РФ.

18. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции. 9-20 февраля 1998 г. Издание Совета Федерации. М., 1998.

19. Реформа бюджетного федерализма в России должна решить ряд серьезных проблем. /http://www.creditrussia.ru.

20. Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2005 г. // Экономист, 2004, № 12.

21. Семенов В., Семенов Г., Сингатуллина Г., Овчинников М. Перспективы российского федерализма // Российский экономический журнал, 1994, №4, 5-6.

22. Силуанов А. Г. Межбюджетные отношения: направления совершенствования // Финансы, 2004, № 6.

23. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. – М.: «Проспект», 2001.

24. Шуба В. Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей // Финансы, 2004, № 8.

25. Экономика / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. – М.: «Проспект», 2003.

Похожие работы на данную тему