Формирования культуры межнационального взаимодействия

Название работы: Формирования культуры межнационального взаимодействия

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 6

1.1. Межэтническая напряженность в современном обществе 6

1.1.1. Межэтническая напряженность как социально-педагогический и социально-психологический феномен 6

1.1.2. Культура ненасилия в межнациональных отношениях 15

1.2. Необходимость формирования культуры межнационального взаимодействия 17

1.2.1. Культура межнационального взаимодействия 17

1.2.2. Современная субкультура школьников и рост в ней межнациональной неприязни 19

1.2.2.1. Развитие Национал-большевистской партии 19

1.2.2.2. Скинхеды как наиболее агрессивная часть неформальной молодёжи 20

1.2.2.2.1. Зарождение скин-движения в России. 20

1.2.2.2.2. Структура скинхедовского движения 21

1.2.2.2.3. Тенденции развития скинхедовской субкультуры 23

1.2.2.2.4. Идеология скинхедов 24

1.2.2.2.5. Кодекс поведения скинхедов 25

1.2.2.3. Квазискинхедовские неформальные организации 27

1.2.2.3.1. Красные бритоголовые (Red Skins). 27

1.2.2.3.2. Бритоголовые антифашисты (SHARP). 28

1.2.2.3.3. Красные скинхеды-анархисты (RASH). 29

1.2.2.3.4. Аполитичные бритоголовые. 30

Вывод по главе 31

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 33

2.1. Работа в группах со смешанным национальным составом 33

2.1.1. Развитие и реализация профессионализма педагога в сфере межнациональных взаимоотношений 34

2.1.2. Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. 39

1.2.3. Проблема формирования культуры межэтнических отношений. 43

2.2. Воспитание культуры межнациональных отношений в астраханском регионе 50

2.2.1. Роль педагога в воспитании культуры межнациональных отношений. 50

2.2.2. Профилактика конфликтов в детском многонациональном коллективе 54

2.2.3. Роль педагога в регуляции процесса межличностных отношений в полиэтничной группе 56

2.2.4. Роль педагога в организации групповой деятельности в многонациональном коллективе 59

Выводы по главе 61

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАЛИЧИЯ В КЛАССЕ УЧЕНИКОВ ДРУГОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ НА АГРЕССИВНОЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 63

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 63

3.2. Организация и методика исследования 64

3.2.1. Методика диагностики агрессивности А. Ассингера 65

3.2.2. Фрейбургская анкета агрессивности для подростков 66

3.2.3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. 66

3.3. Результаты и их обсуждение 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЕ. ЦИФРОВОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ 81

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что новые социально-экономические и геополитические условия диктуют необходимость коррекции процесса обучения учеников общению с окружающими людьми другой национальности.

Современная ситуация в России в целом и Астрахани как полиэтничном регионе говорит, что общество стало более меркантилизированным, построенном на принципе денежно - финансовых взаимоотношениях, и потому необходимо для педагога дать необходимые знания о стратегиях действия в условиях, когда в классе дети различных национальностей, требующих максимальной реализации лидерских, организаторских, и прочих качеств ученика, а так же просто проявления толерантности, как члена социума.

В связи с этим стиль и методы руководства детскими группами и коллекти¬вами должны отличаться от приемов руководства коллективами взрослых людей, так как в качестве основной задачи в управле¬нии детскими группами и коллективами ставится задача обуче¬ния и воспитания у детей умений и навыков группового взаи¬модействия с детьми другой национальности. Существуют и возрастные особенности руководст¬ва детскими коллективами, отражающие специфику возрастной психологии и обеспечивающие преемственность в развитии со¬ответствующих коммуникативных умений. Поэтому мы выясним, каковы осо¬бенности педагогического руководства детскими группами и кол¬лективами с учетом общих задач обучения и воспитания, а затем ответим на вопрос о специфике руководства объединениями детей различных национальностей.

Цели дипломной работы:

1. Провести теоретический анализ социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.

2. Провести эмпирическое исследование влияния наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.

Задачи:

1. Проанализировать социально – педагогическую и психолого-педагогическую литературу по данной тематике.

2. Провести вводное рассмотрение межэтнической напряженности в современном обществе и необходимости формирования культуры межнационального взаимодействия.

3. Выявить специфику социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.

4. Провести эмпирическое исследование влияния наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.

5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.

Предмет исследования: влияние наличия в классе учеников другой национальности на агрессивное межэтническое поведение подростков.

Объект исследования: две группы испытуемых по шестнадцать подростков, разделённые на основе отбора по возрастному признаку и по принципу наличия в классе, в котором они обучаются, учеников другой национальности (группа I – полиэтничные классы, группа II – моноэтничные классы).

Нами была выдвинута гипотеза о том, что уровень межэтнической агрессии у подростков, чья учебная деятельность проходит в полиэтничном коллективе будет ниже показателей уровня межэтнической агрессии у подростков, чья учебная деятельность проходит в моноэтничном коллективе.

Методологические и теоретические предпосылки работы: в качестве методологических и теоретических предпосылок работы выступает то, что в современной педагогике и психологии практически не проводилось исследований, качественно исследующих данную специфику.

В качестве методического оснащения нами были избраны:

1. Метод анализа личных дел для отбора групп.

2. Метод интервью для отбора групп.

3. Фрейбургская анкета агрессивности подростков.

4. Методика диагностики уровня агрессивности А. Ассингера

5. Методика выявления стиля поведения в конфликте К. Томаса.

6. Метод математической обработки данных.

Достоверность полученных результатов: учитывая качественные характеристики обработки полученных результатов при помощи выявления процентного соотношения и выявления корреляции по Пирсону, можно говорить о высокой степени достоверности полученных результатов.

Теоретическая значимость работы: в данном дипломном исследовании проведён всесторонний анализ и систематизация материала по проблематике социально – педагогических условий формирования культуры межнационального взаимодействия.

Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в работе социального педагога и других специалистов, работающих с детьми в сфере формирования культуры межнационального взаимодействия.

Итак, переходим к анализу тематики данной дипломной работы.

2.1.1. Развитие и реализация профессионализма педагога в сфере межнациональных взаимоотношений

Анализ специальной научной литературы, реалии сложившейся педагогической и социокультурной ситуации подтверждают, что до настоящего времени не разработана система подготовки педагога к деятельности в полиэтнической среде и, как следствие, не определены особенности становления его профессионализма в этой сфере.

Рассмотрение профессионализации возможно только как двухстороннего процесса: с одной стороны, вхождение начинающего педагога в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, а с другой - как процесса активной реализации себя в непрерывном профессиональном саморазвитии.

Педагог овладевает педагогическим профессионализ¬мом тогда, когда может выходить за рамки типовых средств, то есть может использовать в качестве таковых собственные лично¬стные качества, проявить свою индивидуальность, ценностные ориентации, эстетические установки, нравственно-педагогические отношения к другим людям. В этом случае результаты труда могут быть осмыслены не только с социальных, но и с личност¬ных педагогических позиций.

Педагогический профессионализм - это совокупность пси¬хических и личностных качеств учителя-воспитателя, накопленных в процессе ов¬ладения и длительного выполнения профессионально-педагоги¬ческой деятельности, обеспечивающих эффективный уровень ре¬шения сложных педагогических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001.

2. Абрамова С. Возрастная психология. Высшая школа, - М., 2001.- 319 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218 – 241.

4. Ананьев Б.Г. “О человеке, как объекте и субъекте воспитания” Избранные психологические труды в 2-х томах М., 1980 – 160 с.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1980. – 232 с.

6. Асеев В. Возрастная психология: Учебное пособие. – Ир¬кутск, ДРОФА, 1999. – 456 с.

7. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999.-311 с.

8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.

9. Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” М., 1993-320 с.

10. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 416 с.

11. Бодалев А. А. Личность и общение. – Избр. Труды М.: Педагогика, 1983. 139 с.

12. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., АСАDЕМА, 1999. – 317 с.

13. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. М., 1999.

14. Брунев Дж. Психология познания. ВЕЧЕ, - М., 1987. – 458 с.

15. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство “Ось – 89”, 2000. – 224 с.

16. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет¬ровского. – М., АСАDЕМА, 1999. – 567 с.

17. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо.- М., ВЕЧЕ, 2000. – 311 с.

18. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.

19. Вульфов Б.В., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. – М.: Знание, 1981.

20. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.

21. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.

22. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., Высшая школа, 1998. -316 с.

23. Джандильдин Н.Д. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. – Алма-Ата, 1989. – С.45 -51.

24. Добровт А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.- 411 с.

25. Дубов И.. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.

26. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.

27. Дубов И.Г., Смирнов Л.М. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками. // Вопросы психологии, № 3, 1991. – С. 30 – 36.

28. Иванова Л.Ю.“Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям” сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии М, Архангельск, 1993- 311 с.

29. Игумнов С. А. Психопатия и психокоррекция детей и подростков. – М.: изд. Института психотерапии, 2000. – 459 с.

30. Исаев Д.Д. Журавлёв И.И Дементьев В.В. Озерецковский С.Д.“Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения” СПб., 1997 – 455 с.

31. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В. Искусство слышать. Методическое пособие. – М., 1994.

32. анн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. – 319 с.

33. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.

34. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. – Ростов-на-Дону: Изд – во Ростовского педуниверситета, 1997. – 112 с.

35. Кочетов А.И. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернативы / М-во образования Республики Беларусь. Ин-т повыш. Квалиф. И переподг. Руководящих работников и спец-тов образования. – Мн., 1997. – 146 с.

36. Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Издательство “Питер”, 2000. – 992 с.

37. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. – М, 1993.

38. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубна: Изд. Центр “Феникс” Изд – во “Когито – Центр”, 1998. – 224 с.

39. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 1996. – С. 176-179.

40. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993

41. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения //Вопросы психологии. 1999 N 3.

42. Личко А.Е. Попов Ю.В.“Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков”, М., 1988 – 550 с.

43. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 1996 N 4.

44. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993 N 1.

45. Мухина В.С. Возрастная психология. – М, 1997.

46. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд – во “Ин-т практической психологии” Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995. – 356 с.

47. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. – М.: МГУ, 1988 .- 166 с.

48. Ниренберг Д., Калеро Т. Словно раскрытую книгу, прочти человека. – Минск., 1996.

49. Ниренберг Д., Калеро Т. Читать человека – как книгу. – М.., 1990.

50. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.: ЛГУ, 1979. – 150 с.

51. Паренс Генри “Агрессия наших детей” М., 1997 – 149 с.

52. Першанина Е.“Проблема профилактики педагогической запущенности подростков” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, - 141 с

53. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА – М. 1998. – 528 с.

54. Популярная психология для родителей: 2-е изд. Испр. / Под ред. А.С.Спиваковской. – Спб.: СОЮЗ, 1997. – 304 с.

55. Практическая психология образования. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ “Сфера”, 1997. – 528 с.

56. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 2. – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ – М”, 2000. – 544 с.

57. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Изд – во “Питер”, 2000. – 624 с.

58. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. С. – Пб., 1998. – 367 с.

59. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. – 410 с.

60. Рубинштейн С.Л. Очерки, воспоминания, материалы. К 100-летию со дня рождения./ Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: “Наука”, - 1989 – 000

61. Саенко Е.В. “Профессиональная деятельность психолога при профилактике агрессивного поведения”. Тверь, 1995 – 389 с.

62. Сарджвеладзе Н.И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи / Психология личности и образ жизни. – М.: “Наука”, 1987. – С. 213 – 217.

63. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. Пособие / Свердл. Пед. Ин –т. Свердловск, 1986. – 142 с.

64. Семенюк Л.М.“Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции” М., 1996 – 414 с.

65. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.

66. Степанов В.Г.“Психология трудного школьника” М., 1998 -117 с.

67. Сурков А.“Семейные войны” газета “Стрела”, №14 (143), С-Пб 1999.

68. Тархова Л.“Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели” М., 1997 – 255 с.

69. Фельдштейн Д.И. “Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального” журнал “Советская педагогика”, 1984, № 5, с. 55

70. Фридман Л.М. Волкова К.Н.“Психологическая наука – учителю” М., 1985 -180 с.

71. Шипицына Л.М. Иванов Е.С.“Нарушения поведения учеников вспомогательной школы” М., 1992 -401 с.

72. Этуш К.М. Агрессия и подросток. М., 2001.-419 с.

73. Ярмолаев И.А. Агрессия как психологический феномен. М., 2001. -499 с.

Похожие работы на данную тему