Развитие личности дошкольника при взаимодействии семьи и ДОУ(+ рецензия)

Название работы: Развитие личности дошкольника при взаимодействии семьи и ДОУ(+ рецензия)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….........3

ГЛАВА I Теоретико - методологические основы взаимодействия

ДОУ и семьи в контексте нравственного воспитания

детей дошкольного возраста …………………………...…….8

1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия

дошкольного образовательного учреждения с семьей …………………8

1.2. Специфика формирования основ нравственной культуры

детей – дошкольников …………………………………………………...24

ГЛАВА II Экспериментальное развитие личности дошкольника

при взаимодействии семьи и ДОУ………………………...54

2.1. Диагностика нравственно - воспитательного потенциала семьи

дошкольника ……......................................................................................54

2.2 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств

детей дошкольного возраста …………………………………………...66

2.3. Система работы по улучшению нравственной культуры

дошкольников и их родителей………………………………………………..70

2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы…………………80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...83

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..87

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глу-бокие социально- экономические преобразования, происходящие в совре-менном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее мо-лодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастаю-щее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с тремя положениями:

Во-первых, в современном мире маленький человек живет и развива-ется, окруженный множеством разнообразных источников сильного воз-действия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Во-вторых, вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утвер-ждаемых в современном обществе, но и дают представления о последстви-ях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В-третьих, наше общество нуждается в подготовке широко образован-ных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности [12, 5-7].

Так как детский или дошкольный возраст – это особый, самый бла-гоприятный период для закладки и развития многогранных свойств и ка-честв личности, то мне, как будущему методисту - организатору дошколь-ного образования, кажется весьма актуальной тема: «Взаимодействие се-мьи и дошкольных образовательных учреждений в нравственном вос-питании дошкольников».

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспи-тания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, облада-ет своими специфическими возможностями в формировании личности ре-бенка: его образованности, воспитанности, гражданственности, трудолю-бия и, в том числе, нравственности.

Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся ба-нальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои формы поведения, способы общения и взаимодействия с окружающими людьми, свои приоритеты и нравственные ценности, стоящие во главе воспитательного воздействия на ребенка. Через семейные контакты ребенок осознает себя как представите-ля определенного пола, овладевая соответствующим поведением; видит пример трудового сотрудничества взрослых, подражая им; приобщается к социальной жизни, постепенно расширяя свой кругозор и опыт. Таким об-разом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ре-бенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в его непрерыв-ности и длительности; в диапазоне ценностей, которые осваивает подрас-тающий человек.

Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс воз-можностей воздействия на ребенка. Причины здесь разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют этого делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Поэтому, во всех случаях необходима квали-фицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного вос-питания не вызывает ни у кого сомнения. В связи с этим, в последнее вре-мя к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Широко рассматривается педагогическая функция ДОУ, т.е. как воспиты-вать, чему учить, насколько успешно готовить к школьному обучению. Чтобы выполнение этой функции было более эффективным, многие до-школьные образовательные учреждения пересматривают содержание и ка-чество образовательной работы с детьми, ищут пути более сильного влия-ния на каждого ребенка. А такое положение дел, соответственно, ставит коллектив ДОУ перед необходимостью нахождения союзников и едино-мышленников в лице родителей воспитанников.

Исследуемая мною проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность ос-новных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравствен-ного воспитания.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих воспитателей к нравственному воспитанию дошкольников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)

В связи с этим, мною была определена цель данной работы: изуче-ние механизма взаимодействия семьи и дошкольных образовательных уч-реждений в процессе нравственного воспитания дошкольников.

Выбор цели повлек за собой выдвижение ряда сопутствующих задач:

1. на основе теоретического исследования определить исторические и современные предпосылки взаимодействия семьи и ДОУ;

2. раскрыть особенности понятий «нравственность», «нравственное воспитание», «нравственная норма», «нравственный принцип», «ка-тегории нравственности», «нравственный идеал» в контексте данной тематики;

3. выявить механизм становления нравственной культуры дошкольни-ка, основанный на взаимосотрудничестве семьи и ДОУ;

4. провести констатирующий эксперимент по изучению критериев нравственной воспитанности детей дошкольного возраста и воспита-тельного потенциала их семей;

5. наметить основные пути психолого – педагогической работы по про-свещению и консультированию родителей в нравственном воспита-нии дошкольников.

Объектом моего исследования явился процесс взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания и обучения детей.

Предметом исследования стало нравственное воспитание детей до-школьного возраста.

Гипотеза состояла в следующем: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста будет тем эффективнее и целостнее, чем пло-дотворнее и активнее будут «точки соприкосновения» во взаимодействии между родителями и воспитателями детей - дошкольников.

Используемые методы:

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был применен комплекс методов исследования, направленный на выявление степени взаимодействия семьи и ДОУ в осуществлении нравственного воспитания: наблюдение, цикл бесед с родителями по проблемам воспита-ния ребенка в семье, тест – опросник выявления степени участия родите-лей в воспитательном процессе, родительское сочинение (автор – В.В. Столин, адаптация – А.И. Тащевой), модифицированная анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи из книги В.Г. Максимова «Педагогическая диагностика», диагностика уровня нравственной воспи-танности дошкольников, анализ результатов исследования и т.д.

Практическая значимость работы состоит в том, что:

- полученные данные позволяют расширить представление о закладке основ нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

- обоснована первостепенная необходимость организации взаимодейст-вия дошкольных образовательных учреждений и семей воспитанников при организации учебно – воспитательного процесса в ДОУ.

Базой исследования послужило муниципальное дошкольное образо-вательное учреждение №115 «Кораблик» отдела образования г. Астрахани. В исследовании приняло участие 53 ребенка (и соответственно семьи), воспитанники старшей и подготовительной группы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теорети-ческой и практической части), заключения, списка использованной литера-туры.

2.1. Диагностика воспитательного потенциала семьи дошкольника.

В предыдущих параграфах я определила значимость взаимодействия и взаимовоздействия дошкольных образовательных учреждений и семей дошкольников в процессе нравственного воспитания детей, выяснив, что успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок обеих сторон. Психологически родители готовы поддерживать все требования, дела и начиная ДОУ. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответст-венностью относятся к воспитанию детей. Семья с ее своеобразным психо-логическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное са-мочувствие ребенка, формирование нравственных черт характера и про-цесс социализации в целом, так как является для него первым социальным институтом. Дети данного возраста смотрят на мир, прежде всего, глазами своих родителей. Неумение воспитателя оказать доверия к воспитатель-ным возможностям родителей может расцениваться ими как несправедли-вость, недостаточный профессионализм. Пресечение чрезмерной активно-сти родителей или наоборот несвоевременное повышение уровня их педа-гогической культуры со стороны воспитателя также приведет к негатив-ным последствиям. Во избежание таких прецедентов воспитателем посто-янно должно осуществляться изучение семей, иначе ни о какой нравствен-ности, гуманности, справедливости, такте не может быть и речи.

Для того, чтобы доказать это предположение, я ориентировочно раз-делилавсе опытно – экспериментальное исследование на несколько час-тей. В первой части эксперимента, который осуществлялся на базе муни-ципального дошкольного образовательного учреждения №115 «Кораблик» отдела образования г. Астрахани, велась работа по диагностике нравствен-но - воспитательного потенциала семей дошкольников; во второй – диаг-ностировалась сформированность нравственных качеств непосредственно самих детей старшей (контрольная – 26 чел.) и подготовительной (экспе-риментальная – 27 чел.) групп данного детского сада в количестве 53 чело-век, далее проводился формирующий эксперимент и делались выводы.

СПИСОК ИСПОЛЬУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничест-ва: Книга для учителя. – Киев,1991.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.,1992.

3. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. – М.,1988.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М.,1985.

5. Варюхина С. И. Истоки доброты. – Минск, 1987.

6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.,1993.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1991.

8. Выготский Л.С. Пед. соч. – Т.4, 1974.

9. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатер., 1995.

10. Иванова В.М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье. – М.,1983.

11. Ильин И. А. Душа ребёнка. // Очаг. – 1993. - №9.

12. Как помочь ребенку войти в современный мир. /Под ред. Т.В. Антоно-вой/. – М.,1995.

13. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.

14. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981.

15. Козлова Е.А. Воспитание честности, дружелюбия и других гражданских качеств у учащихся начальных классов. // Начальная школа. – 1994. - №10.

16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.,2002.

17. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе озна-комления с окружающим миром. – М.,1988.

18. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта трудовой деятельности. – СПб.,1995.

19. Крутецкий В. А. Психология. – М., 1986.

20. Куликова Т.А. Воспитание дисциплинированности у детей дошкольно-го возраста. – М.,1989.

21. Леви В. Нестандартный ребенок. – СПб.,1993.

22. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара,1997.

23. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.,1996.

24. Мансур Л. Магия семейных ритуалов. // Начальная школа. – 1994. - №12.

25. Мондейкене Л.-Ц.А. Формирование единства нравственных знаний и поведения у старших дошкольников. – М.,1987.

26. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.,1995.

27. Нанай Ф.А. У истоков нравственного воспитания. // Начальная школа. – 1988. - №10.

28. Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей». // Умом и сердцем. – М., 1989.

29. Нравственное воспитание дошкольников. – М.,1972.

30. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. /Под ред. Р.С. Бу-ре/. – М.,1987.

31. Общение между детьми в детском саду и семье. /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной/. – М.,1990.

32. Основы дошкольной педагогики. /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Мар-ковой/. – М.,1980.

33. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт соци-ально – психологического исследования. /Под ред. Т.А. Репиной/. – М.,1978.

34. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.,1986.

35. Пичугина Н.О., Айдашева Г.А., Ассаулова С.В. Дошкольная педагоги-ка. Конспект лекций. - Р-на-Д.,2004.

36. Розанов В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990.

37. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.,2002.

38. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.

39. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М.,1991.

40. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. – М.,1976.

41. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс. – М.,1994.

42. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье. // Культура семейных отношений. – М., 1985.

43. Учимся общаться с ребенком. /Под ред. В.А. петровского и др./. – М.,1993.

44. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. – Р-на-Д., 1995.

45. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь де-сятилетия. // Воспитание школьников. – 1993. - №6.

46. Шепелева К.Г. Из опыта работы школы с родителями. // Начальная школа. – 1994. - №11.

Похожие работы на данную тему