Правовое регулирование коммерческой тайны

Название работы: Правовое регулирование коммерческой тайны

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Трудовое право

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ КАК ОБЪЕКТЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

6

1.1. Источники правового регулирования коммерческой тайны 6

1.2. Понятие коммерческой тайны, ее признаки и разновидности

11

1.3. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

25

Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

32

2.1. Субъекты коммерческой тайны 32

2.2. Порядок возникновения, изменения, использования и прекращения прав на коммерческую тайну

43

2.3. Режим коммерческой тайны

50

Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 67

3.1. Виды и проблемы привлечения к ответственности за нарушение режима коммерческой тайны

67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

79

БИБЛИОГРАФИЯ 85

Выдержка:

Впервые право на коммерческую тайну и ее защиту было закреплено в ныне утративших силу Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-I "О предприятиях в СССР" (ст. 33), Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст. 28), Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (ст. 2). Позднее был принят Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установивший, что разглашение коммерческой тайны является одной из форм недобросовестной конкуренции. Кроме названных основополагающих Законов рыночной экономики и с учетом конституционных основ права на информацию были приняты и другие нормативные правовые акты, которые составили правовую базу развития законодательства Российской Федерации в этой сфере.

Важным этапом развития российского законодательства о коммерческой тайне стало принятие части первой ГК РФ, где впервые информация была определена как самостоятельный объект гражданских прав (ст. 128), а также указаны общие условия отнесения ее к коммерческой тайне (ст. 139). Большое влияние на формирование правового механизма регулирования коммерческой тайны оказал Федеральный закон от 25 января 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который по праву считается базовым в области информационных правоотношений. В названном Законе впервые был установлен порядок документирования информации, закреплено право собственности на документированную информацию, определен порядок правовой охраны и защиты информации.

Кроме названного Закона действует ряд других нормативных правовых актов, отдельные нормы которых посвящены регулированию информационных отношений, но они в основном имеют декларативный, отсылочный характер, к тому же многие из них противоречивы. Долгое время в стране не было единого закона прямого действия, регулирующего порядок отнесения информации к коммерческой тайне, права и обязанности субъектов правоотношений, связанных с коммерческой тайной, правила гражданского оборота такой информации и ее правовой защиты. Нельзя сказать, что такая работа не велась. Попытки разработать такой акт предпринимались еще в советское время. Весьма серьезным, заслуживающим внимания является, в частности, проект "Закона СССР о коммерческой тайне", подготовленный В.А. Рубановым .

За более чем 15-летний период учеными и специалистами, исследовавшими эту предметную область, было высказано немало ценных предложений, которые нашли отражение в различных проектах Федерального закона "О коммерческой тайне". Доработка проекта, принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ в апреле 1997 г., велась более семи лет. Это свидетельствует о трудностях становления отечественного правового института коммерческой тайны, регулирующего частноправовые интересы собственников и разрешение существующих проблем в теории и на практике, в том числе в сфере международных отношений, где необходим учет требований Всемирной торговой организации. Важнейшими проблемами являются формирование правового механизма регулирования и осуществления прав коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, включая иностранных лиц, на информацию, содержащую коммерческую тайну, а также порядок правового обеспечения информационной безопасности названных субъектов.

Указанные проблемы мы и попытаемся объединить в группы и проанализировать, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне".

В юридической литературе имеется немало научных и практических работ, посвященных в большей или меньшей степени кредитным правоотношениям. Среди них труды таких известных теоретиков и практиков как: Шершеневич Г.Ф., Брагинский М.И., Витрянский В.В., Ефимова Л.Г., Хохлов С.А., Алексеев С.С., Завидов Б.Д., Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Тихомиров Ю.А., Сулейменов М.К., Покровский Б.В., Жакенов В.А., Флейшиц Е.А., Иоффе О.С., Братусь С.Н., Садиков О.Н., Новицкий И.Б., Лунц Л.А., Агарков М.М., Халфина Р.О., Суханов Е.А., и др.

Гриф "Коммерческая тайна" наносится только на те материальные носители информации, составляющей коммерческую тайну, которые являются документами.

Исходя из формулировки нормы, содержащейся в ч. 2 комментируемой статьи, непринятие обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, хотя бы одного из указанных выше пяти мероприятий по обеспечению ее конфиденциальности указывает на то, что режим коммерческой тайны не установлен.

Охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений. В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

В целях охраны конфиденциальности информации работник обязан:

1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

2) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;

3) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось;

4) возместить причиненный работодателю ущерб, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

5) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

Работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если разглашение такой информации последовало в течение выше названного срока.

Причиненные ущерб либо убытки не возмещаются работником или прекратившим трудовые отношения лицом, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.

Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Налоговый кодекс РФ.

6. Таможенный кодекс РФ.

7. Федеральный закон РФ от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О коммерческой тайне».

8. Федеральный закон от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

9. Федеральный закон от 10.07.2002г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

10. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

11. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

12. Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О кредитных историях».

13. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью».

14. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".

15. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

16. Закон РФ "О средствах массовой информации".

17. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

18. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

19. Указ Президента РФ от 06.03.1997г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

Похожие работы на данную тему