Правовое регулирование коммерческой тайны

Название работы: Правовое регулирование коммерческой тайны

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ КАК ОБЪЕКТЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

1.1. Источники правового регулирования коммерческой тайны

1.2. Понятие коммерческой тайны, ее признаки и разновидности

1.3. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

2.1. Субъекты коммерческой тайны

2.2. Порядок возникновения, изменения, использования и прекращения прав на коммерческую тайну

2.3. Режим коммерческой тайны

Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

3.1. Виды и проблемы привлечения к ответственности за нарушение режима коммерческой тайны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Выдержка:

Введение:

Правовое регулирование отношений, связанных с существованием коммерческой тайны, стало формироваться в Российской Федерации с переходом страны к рыночной экономике. Создание первых совместных предприятий с участием иностранного капитала выявило проблемы в сфере правового регулирования и защиты права на коммерческую тайну в СССР. Вопросы обмена деловой конфиденциальной информацией и охраны торговых секретов частично были решены в Соглашениях между СССР и США, подписанных в 1990 г., о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии в торговых отношениях.

Впервые право на коммерческую тайну и ее защиту было закреплено в ныне утративших силу Законе СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-I "О предприятиях в СССР" (ст. 33), Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст. 28), Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (ст. 2). Позднее был принят Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установивший, что разглашение коммерческой тайны является одной из форм недобросовестной конкуренции. Кроме названных основополагающих Законов рыночной экономики и с учетом конституционных основ права на информацию были приняты и другие нормативные правовые акты, которые составили правовую базу развития законодательства Российской Федерации в этой сфере.

Важным этапом развития российского законодательства о коммерческой тайне стало принятие части первой ГК РФ, где впервые информация была определена как самостоятельный объект гражданских прав (ст. 128), а также указаны общие условия отнесения ее к коммерческой тайне (ст. 139). Большое влияние на формирование правового механизма регулирования коммерческой тайны оказал Федеральный закон от 25 января 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", который по праву считается базовым в области информационных правоотношений. В названном Законе впервые был установлен порядок документирования информации, закреплено право собственности на документированную информацию, определен порядок правовой охраны и защиты информации.

Кроме названного Закона действует ряд других нормативных правовых актов, отдельные нормы которых посвящены регулированию информационных отношений, но они в основном имеют декларативный, отсылочный характер, к тому же многие из них противоречивы. Долгое время в стране не было единого закона прямого действия, регулирующего порядок отнесения информации к коммерческой тайне, права и обязанности субъектов правоотношений, связанных с коммерческой тайной, правила гражданского оборота такой информации и ее правовой защиты. Нельзя сказать, что такая работа не велась. Попытки разработать такой акт предпринимались еще в советское время. Весьма серьезным, заслуживающим внимания является, в частности, проект "Закона СССР о коммерческой тайне", подготовленный В.А. Рубановым .

За более чем 15-летний период учеными и специалистами, исследовавшими эту предметную область, было высказано немало ценных предложений, которые нашли отражение в различных проектах Федерального закона "О коммерческой тайне". Доработка проекта, принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ в апреле 1997 г., велась более семи лет. Это свидетельствует о трудностях становления отечественного правового института коммерческой тайны, регулирующего частноправовые интересы собственников и разрешение существующих проблем в теории и на практике, в том числе в сфере международных отношений, где необходим учет требований Всемирной торговой организации. Важнейшими проблемами являются формирование правового механизма регулирования и осуществления прав коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, включая иностранных лиц, на информацию, содержащую коммерческую тайну, а также порядок правового обеспечения информационной безопасности названных субъектов.

Указанные проблемы мы и попытаемся объединить в группы и проанализировать, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне".

Глава 3:

Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством, т.е. ст. 15 ГК РФ.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что защита коммерческой тайны и служебной тайны осуществляется способами, которые предусмотрены Кодексом и другими законами. Один из них упомянут в п. 2 ст. 139 ГК РФ, под которым понимается возмещение причиненных убытков. Последствиями разглашения охраняемой законом информации могут быть как расторжение трудовых и гражданско-правовых договоров, так и взыскание морального вреда.

Защита коммерческой и служебной тайны может быть возложена на две категории лиц. Во-первых, это работник, который разгласил служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору или контракту, а во-вторых, любые другие лица, которым соответствующие сведения стали известны благодаря заключенным с потерпевшим гражданско-правовым договорам (покупатели, подрядчики, арендаторы, участники хозяйственных товариществ и обществ и т.п.). Условием наступления ответственности является непосредственное возложение обязанности на данных лиц путем заключения договора, соглашения, пункта в договоре.

Трудовым кодексом РФ (п. 7 ст. 243) предусмотрена полная материальная ответственность работника за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами. Привлечь виновных к материальной ответственности можно только, если доказаны: прямой действительный ущерб; противоправное поведение работника; причинная связь между возникшим ущербом и действиями работника. При этом на основании ч. 1. ст. 238 действующего ТК РФ работник обязан возместить работодателю прямой действительный ущерб, понятие которого содержится в ч. 2 данной статьи. Отметим, что ранее в ст. 118 КЗоТ РСФСР самой дефиниции прямого действительного ущерба не имелось. Ныне под ним понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе и имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также затраты на приобретение или восстановление имущества. При этом следует учитывать расходы, которые возникли у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

В связи с этим возникает проблема, связанная с механизмом возмещения убытков. По нормам гражданского законодательства возмещению подлежат как реальный ущерб, так и упущенная выгода, а по правилам ст. 232 Трудового кодекса РФ ответственность работника перед работодателем не может быть выше, чем предусмотрено самим ТК РФ или иными федеральными законами . Таким образом, при разглашении работником тайны (которую он обязан хранить в соответствии с трудовым договором) возможно взыскание ущерба в гражданско-правовом смысле. Однако согласно ст. 5 ТК РФ в случае противоречия между федеральным законом и ТК РФ применяются нормы Трудового кодекса РФ. А в данном случае - правила гл. 39 ТК РФ, устанавливающие возможность взыскания только прямого действительного ущерба (ст. 238 ТК).

Заключение:

Итак, законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», других федеральных законов.

В соответствии со ст.3 Закона о коммерческой тайне коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

Необходимо заметить, что указанные определения понятий даны в целях этого Закона. Это означает, что их формулировки могут не совпадать по содержанию с формулировками аналогичных терминов, которые содержатся в иных нормативных правовых актах.

Данный аспект (имеется в виду не только Закон) отмечается многими юристами как негативный. В связи с этим предлагается вносить в законодательные акты, содержащие формулировку "для целей настоящего Закона", изменение, устанавливающее, что определения основных понятий, содержащихся в данном акте, обязательны для органов государственной власти и управления, издающих нормативные правовые акты.

Вместе с тем в этом Законе упущен, как представляется, частноправовой подход к определению коммерческой тайны. В соответствии со ст. 128 ГК РФ информация является объектом гражданских прав, кроме той ее части, которая исключена из гражданского оборота (например, государственная тайна). В ст. 139 ГК РФ указаны условия, при выполнении которых в отношении информации может быть установлен правовой режим служебной и коммерческой тайны. Институт коммерческой тайны призван защищать частноправовые интересы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 2 ГК РФ) с целью получения прибыли. Такими лицами являются коммерческие организации (п. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ) и индивидуальные предприниматели (ст. 23 ГК РФ), а не любые лица, как это следует из определения понятия "обладатель информации, составляющей коммерческую тайну" (п. 4 ст. 3 Закона). Далее, в п. 2 ст. 3 перечислены виды информации, которые при определенных условиях составляют коммерческую тайну с указанием "...или иная информация...". Получается, что в принципе это может быть любая информация, которая обращается в рамках хозяйствующего субъекта, включая и компьютерную информацию, охраняемая в режиме "коммерческая тайна". Думаю, если принять наши доводы, то можно говорить о том, что коммерческую тайну составляет любая коммерчески значимая информация, определяемая и защищаемая коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем на законном основании, используемая указанными лицами в предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

Похожие работы на данную тему