Современное состояние налоговой системы Российской Федерации и перспективы ее совершенствования

Название работы: Современное состояние налоговой системы Российской Федерации и перспективы ее совершенствования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ

1.1. Правовые основы и принципы построения налоговой

системы Российской Федерации

1.2. Общая характеристика налоговой системы РФ

1.3. Проблемы действующего налогового законодательства

1.3.1. Критический анализ введения главы 25 НК РФ

1.3.2. Сравнительный анализ налогообложения

физических лиц в России и зарубежных странах

ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО УРОВНЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Виды налогов в Российской Федерации

2.2. Эволюция налоговой системы на примере налога на

доходы с физических лиц и НДС

2.2.1. Налог на доходы физических лиц: значение и

место налога в налоговой системе

2.2.2. Динамика поступлений в консолидированный

бюджет от налога на доходы физических лиц

2.2.3. Динамика поступлений в консолидированный

бюджет от налога на добавленную стоимость

2.2.4. Меры по совершенствованию налогообложения и

налогового контроля в Российской Федерации

2.2.5. Принципы рациональной налоговой политики

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1. Направления совершенствования налоговой политики

3.2. Итоги деятельности налоговых органов за 2002 год

и планы на 2003 год

3.3. Совершенствование законодательной базы

3.4. Основные направления налоговой политики на 2003

год

Заключение

Список литературы

Выдержка:

Введение:

Актуальность выбора направления дипломного исследования определяется, с одной стороны, необходимостью постоянного развития и совершенствования налоговой системы в Российской Федерации, а, с другой стороны, накопившимися на сегодня проблемами в законодательстве, обусловившими уклонение от уплаты в бюджет наиболее важных налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями.

Глава 3:

Основной задачей налоговой политики на 2003 год и среднесрочную перспективу является завершение в целом налоговой реформы, способствующей снижению налогового бремени и созданию налоговой системы, максимально благоприятной для экономической деятельности.

В 2003 году в основном завершаются начатые в 1999 году налоговые преобразования. Проводимая налоговая реформа должна, с одной стороны, создать максимально благоприятные условия для экономического роста, с другой стороны, обеспечить доходную базу бюджета для финансирования обязательств государства.

Намеченные на предстоящий год меры по совершенствованию налогового законодательства предусматривают снижение налогового бремени, упрощение и повышение эффективности налоговой системы. Налоговое бремя снизится в следующем году на 0.7 процентных пункта ВВП. При этом повышение эффективности налогового администрирования позволит сохранить в 2003 году высокую планку собираемости налоговых доходов на уровне 95.4%, что соответствует ожидаемой оценке текущего года.

При разработке параметров бюджета на 2003 год учтены следующие меры по совершенствованию налогового законодательства.

1. Полная ликвидация оборотного налога - налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Это значительно облегчит налоговое бремя организаций в результате налогообложения финансовых результатов их деятельности, а не выручки от реализации товаров и услуг.

2. Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства путем введения упрощенной системы налогообложения. Это позволит снизить налоговое бремя на субъекты малого предпринимательства, упростить процедуры налогообложения и представления отчетности.

3. Отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, что связано с низкой эффективностью этого налога и большими затратами по администрированию.

4. Индексация специфических (установленных в абсолютной сумме на единицу измерения) ставок акцизов в целях сохранения относительного уровня поступлений акцизов в бюджет в условиях роста среднего уровня цен на потребительские товары в предшествующие периоды и прогнозируемого уровня инфляции в 2002 году. С учетом этих условий проиндексированы все специфические ставки акцизов (за исключением акцизов на пиво, табачные изделия и нефтепродукты) на 15 процентов, ставки акциза на пиво - на 25 процентов, на табачные изделия - в среднем на 80 процентов.

Заключение:

В настоящее время нельзя заявить о существовании в России единой сбалансированной налоговой политики.

С принятием нового Налогового кодекса был сделан важнейший шаг на пути совершенствования налогового законодательства (у предприятий снижаются стимулы к уклонению от уплаты налогов). К сожалению, эффективность закона, как представляется, оказалась значительно снижена из-за большого количества ошибок и несуразностей, допущенных в тексте. Любые положительные новшества в налоговом законодательстве пока частично компенсируются увеличением документооборота и роста расходов компаний на преодоление налоговых разногласий.

Вообще говоря, введение новой главы вместо облегчения, скорее всего, внесло еще больше сложностей в работу компаний. Как и прежде, налоговая реформа оказалась направлена не на упрощение текущей деятельности экономических агентов, а на облегчение собираемости налогов.

Что касается налогообложения частных лиц, то рассмотрев сравнительную характеристику налогообложения физических лиц в России и за рубежом, следует признать, что принятый Налоговый кодекс не отражает те задачи, которые призвано решить данный вид налогообложения. Требуется глубокий пересмотр ряда ключевых положений, касающихся подоходного налога, налоговых льгот и вычетов. Причем делать это надо в комплексе со снижением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Без реализации этих мер дальнейшее применение Налогового кодекса не только не улучшит, но и значительно ухудшит экономические и фискальные показатели.

Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:

• требуется уменьшение налогового бремени;

• необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях;

• назрела необходимость сокращения налоговых льгот.

Нужны такие ставки по основным налогам и обязательным платежам, которые не подрывали бы собственную финансовую базу предприятий реального сектора для расширенного воспроизводства. Приблизительные оценки таких ставок поступле¬ний: по НДС — не выше 10%; по налогу на прибыль — не выше 20: по всем видам социальных отчислений - не выше 25% налогооблагаемой базы. При этом в случае инвестирования прибыли в основной и оборотный капиталы льготы по налогу долж¬ны сводить его ставку к нулю. Такой режим налогообложения целесообразно ввести на период не менее двух лет. Фактически речь идет о том уровне налогового бреме¬ни, который можно считать нормальным исходя из стратегии долгосрочного соци¬ально-экономического развития страны.

Похожие работы на данную тему