Введение:
В процессе деятельности у предприятия в определенные периоды времени (после реализа-ции партии товаров и иных активов) могут скапливаться огромные массы наличных денег. Воз-никает необходимость организовать не просто их хранение, но и периодическую доставку их по-ставщиков, находящихся порой на далеком расстоянии, в оплату за заказанный товар. Зачастую это невозможно исполнить физически, т.к. нужно было бы хранит и перевозить огромную массу бумажных денег. Для осуществления расчетных операций, связанных с перевозкой денег, но не связанных с реализацией нужен был посредник, которым стал банк.
Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, т.к. они обеспе-чивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции.
Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одни предприятия выступают поставщиками товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другие - их покупателями, потребителями, а значит и плательщиками.
Для своевременного поступления денежных средств нужна четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями.
Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков.
Расчеты предприятий по своим обязательствам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают учреждения банков.
В рыночной экономике между предприятиями и банками постоянно совершаются сделки по поводу перераспределения, хранения денежных средств. Всевозможные расчеты, возни-кающие между предприятиям, также ведутся при помощи денежных средств, С их помощью за-вершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы, по-лучение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода. Этим самым денежные расче-ты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное за-вершение служит необходимым условием процесса производства.
Расчеты совершаются в двух формах: путем безналичных перечислений через систему банка или в виде платежей наличными деньгами.
Проведение кассово-расчетных операций через банк позволяет государству всесторонне контролировать финансово-хозяйственную деятельность объединений (предприятий). Банк кон-тролирует предприятия и в части соблюдения ими установленных фондов заработной платы, ли-митов на командировки и хозяйственные расходы, следит за своевременностью расчетов пред-приятий с госбюджетом по налогам и сборам, за своевременной оплатой счетов и платежных требований поставщиков, выдает предприятию ссуды на различные цели, под определенные обеспечения и наблюдает за возвратом этих ссуд в установленный срок и т.п.
Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств в народном хозяйстве, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты, В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерско-го учета денежных средств. Все сказанное подтверждает актуальность выбранной мной темы дипломной работы.
Основными задачами учета денежных средств являются:
своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
оперативный повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
контроль за правильным и своевременным расчетом с бюджетом, банком и персоналом;
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просрочен-ной задолженности.
Предмет исследования — порядок ведения, состояние учета и анализ безналичных расче-тов на ООО «МедПромТорг».
Цель работы - рассмотреть теорию и практику аудита и анализа расчетов с использова-нием новейших нормативных документов в области учета и отчетности, выявить состояние учета денежных средств на анализируемом предприятии.
Глава 3:
Особое внимание уделяют проверке своевременности поступления в кассу наличных де-нег, полученных со счетов в банке. Это обеспечивается путем сопоставления выписок банка с ко-решками чеков, остающихся в чековых книжках, и с записями в кассовой книге.
Одной из важнейших задач управления финансами фирмы является оценка и регулирова-ние денежных потоков. По свидетельствам предпринимателей, можно выжить в бизнесе при на-личии убытков, но нельзя этого сделать, не имея достаточно денежных средств для оплаты по-ставщикам, выплаты заработной и арендной платы и других, главным образом, краткосрочных обязательств. Разработка плана поступлений и выплат денежных средств, содержание которого аналогично «Отчету о движении денежных средств», способствует организации управления де-нежными средствами, установлению потребностей в них по периодам планирования.
Основные хозяйственные операции, связанные с движением денежных средств, можно подразделить на текущие, инвестиционные и финансовые.
Классификация хозяйственных операций, обусловливающих движение денежных средств, представлена в таблице № 3.4.
Для разработки платежного баланса следует рассмотреть приведенную выше классифика-цию операций, являющихся источниками образования и использование денежных средств. В форме платежного баланса фиксируются показатели наличия денежных средств на начало пе-риода, равного интервала планирования, поступлений и выплат денежных средств по операциям и наличия высоколиквидных активов на конец периода.
Разработка плана поступлений и выплат денежных средств осуществляется на основе ба-ланса доходов и расходов. Для вычисления поступлений денежных средств необходимо опреде-лить сроки продажи продукции (работ и услуг), а также сроки поступления денежных средств на других источников. Потребность в выплатах денежных средств устанавливается, в частности, ис-ходя из графиков закупок и использования производственных ресурсов, сроков выплат заработ-ной платы и других платежей, таких как аренда, налоги.
Заключение:
Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков. Расчеты предприятий по своим обязательствам с другими пред-приятиями производятся, как правило, в безналичном порядке.
В первой главе данной дипломной работы рассмотрены теоретические основы учета, ана-лиза и аудита расчетов в торговле: особенности и формы расчетов в торговле, содержание учета расчетов, а также основы аудита и анализа расчетов.
Кроме расчетных счетов в банках открываются текущие и специальные счета для хране-ния средств строго целевого назначения.
К расчетным операциям по специальным счетам в банке относятся расчеты аккредитивами и расчеты чеками из лимитированных чековых книжек.
Наличные деньги, полученные из учреждений банков предприятиями, расходуются строго по целевому назначению, а именно: на выплату заработной платы, на командировочные расходы, на хозяйственные и другие нужды.
Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчет-ные операции.
Безналичные перечисления и выдачу наличных денег банк производит с согласия (акцеп-та) распорядителя счета или по его поручению.
Расчетные документы оплачиваются при наличии средств на расчетном счете плательщи-ка, в порядке календарной очередности поступления документов в банк.
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на актив-ном синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления де-нежных средств на расчетный счет, а в кредит – уменьшение денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете.
На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и специальных счетах, а так-же движение средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 могут быть открыты субсчета:
1 «Аккредитивы»;
2 «Чековые книжки»;
3 «Депозитные счета» и др.
Во второй главе данной работы дана характеристика исследуемого предприятия,
Общие положение и документальное оформление расчетов на ООО «МедПромТорг». Была про-ведена аудиторская проверка предприятия В ходе проведенной аудиторской проверки грубых замечаний и нарушений при ведении учета кассовых операций, операций по расчетному счету, по безналичным расчетам у предприятия не выявлено.
Цель работы выполнена, для этого решены поставленные задачи:
рассмотрены нормативные документы, регулирующие учет денежных средств
раскрыто содержание и порядок учета безналичной формы расчетов: расчеты платежными требованиями, инкассовые расчеты, аккредитивы, расчеты чеками;
выявлены особенности учета операций по расчетному счету и другим счетам в банке, на-значение отчета о движении денежных средств и его содержании;
раскрыта методика проведения аудита денежных средств, с учетом нормативных доку-ментов, регулируемых аудит в Российской Федерации;
проведен анализ наличия и движения денежных средств на предприятии;
проанализированы возможности программного обеспечения в процессе автоматизации бухгалтерского учета посредством рассмотрения программы БЭСТ-ОФИС;
дана оценка порядка ведения и состояния учета денежных средств на анализируемом предприятии;
проведена аудиторская проверка учета денежных средств на предприятии;
предложены рекомендации по усовершенствованию учета денежных средств на предпри-ятии.