Причины, формы миграции рабочей силы. Проблема «Утечки умов»

Название работы: Причины, формы миграции рабочей силы. Проблема «Утечки умов»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

1.1. Межстрановое и межрегиональное перемещение рабочей силы: причины, сущность, динамика

1.2. Миграционная политика

1.3. Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

2.1. Международно-правовые акты, регулирующие проблемы трудовой миграции населения

2.2. Организационно-правовое регулирование внешней трудовой миграции

2.3. Проблема «Утечки умов» и направления ее решения

Заключение

Список литературы

Выдержка:

Введение:

Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей.

Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Особое значения в сфере международно-правового регулирования занятости населения, а также трудовой миграции имеют акты Международной Организации Труда. Это во многом объясняется тем, что многие конвенции МОТ непосредственно устанавливают права и обязанности государственных органов, граждан и юридических лиц. В связи с этим в юридической науке и правоприменительной практике возникает ряд вопросов. Во-первых, все ли правовые нормы, созданные Международной организацией труда, обязательны для исполнения на территории РФ? Во-вторых, каким образом разрешаются противоречия в случае возникновения коллизий между положениями конвенций МОТ и внутренним законодательством? И, в-третьих, каким образом обеспечивается исполнение рассматриваемых норм внутри страны, каковы меры юридической ответственности в случае их нарушения? Все три вопроса находятся в непосредственной связи друг с другом.

Глава 2:

В-третьих, невозможно, по всей видимости, оценить и социально-психологический ущерб, связанный с отъездом высококвалифицированного специалиста и утратой в связи с этим международного престижа национальной науки, что негативным образом сказывается на рекрутировании новых кадров и пополнении профессиональных коллективов молодыми учеными. Так, например, приток молодых кадров в российскую науку в настоящий момент является чрезвычайно низким (во многом из-за падения социального престижа статуса научного работника), угрожая, тем самым, дальнейшему развитию НИОКР в стране. Из-за низкой заработной платы и непрестижности работы в российской высшей школе почти не осталось потенциальных кандидатов на звания и степени в возрасте 30-40 лет. Конечно, подобная ситуация во многом вызвана экономическими и социальными трудностями, переживаемыми Россией, но уровень престижа научной деятельности в глазах общества играет в данном случае немаловажную роль.

Важно понимать, что потеря российским государством специалистов происходит на фоне стремления всех развитых стран мира, наоборот, к максимальному накоплению интеллектуального богатства. Основной тенденцией всего цивилизованного мира становится ориентация на развитие научных школ, стимулирование открытий и преобразование научно-технических достижений в производство товаров и услуг. Именно сегодня, когда страна находится в состоянии неизвестности, необходима максимальная консолидация сил всего общества для поддержания и развития отечественной науки.

На сегодняшний день Россия не может позволить себе отказываться от своего научного потенциала в пользу "мировой науки" и других стран. Требуется скорейшее осознание проблемы "утечки умов" как чрезвычайно опасной для государственной целостности России, ее национальной безопасности.

В связи с тяжелой обстановкой на международной арене необходимо довольствоваться и рассчитывать только на собственные силы. Решение проблемы "утечки умов" позволит сохранить хотя бы минимальный уровень развития отечественного научно-технического и производственного потенциала, который в случае резкого ухудшения внешних и внутренних условий гарантировал бы независимость и выживание страны за счет собственных интеллектуальных и технологических ресурсов.

В этом аспекте, с позиции национальной безопасности страны необходимо разработать государственную политику, направленную на ограничение "утечки умов" из России. Необходимо изучить опыт таких стран, как Индия, Шри-Ланка, Корея, Филиппины, которые имеют определенные наработки в сфере борьбы с "утечкой мозгов", не нарушающие права человека и не ограничивающие неотъемлемое право выбора места проживания. К таким наработкам относятся открытие счета в национальных банках, организация международных научных конференций и проектов, создание малых наукоемких предприятий, адаптированных к рыночным структурам, создание "пула" ученых, выехавших за границу, и включение их в различные программы, проводимые на родине, законодательное провозглашение правовых норм охраны интеллектуальной собственности и многое другое.

Необходимо достичь такого уровня научно-технической безопасности, при котором процесс создания и распространения новейших технологий – основы экономического развития государства – будет осуществляться даже при наиболее неблагоприятном для России сценарии, что, в свою очередь, даст стране возможность вновь обрести экономическую независимость и политический вес на международной арене. Одним из необходимых условий реализации данной установки и должно стать решение проблемы "утечки умов".

Заключение:

Таким образом, рассмотрев и проанализировав основные вопросы темы работы, можно сформулировать выводы, обобщения и практические предложения по решению проблем в изучаемой сфере.

Во-первых, международно-правовое регулирование труда предполагает вынесение совместных решений государствами-участниками в рамках международных организаций, а также заключение двух-, многосторонних договоров между ними по вопросам занятости, определения условий трудовой деятельности, запрещения принудительного труда, свободы ассоциации трудящихся и предпринимателей и т.п. Центральное место в сфере международного регулирования трудовой деятельности занимают акты Международной организации труда, имеющие форму разрабатываемых и принимаемых на конференциях МОТ конвенций и рекомендаций.

Миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели. Основными причинами миграции рабочей силы являются: безработица, относительно низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни населения.

Можно констатировать, что нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой. Это ответная реакция людей труда на законодательные акты многих государств, с помощью которых регламентируется приток иностран¬ной рабочей силы. Другая причина, питающая эту про¬блему, состоит в том, что трудящиеся, въехавшие неле¬гально (или оставшиеся в стране нелегально после исте¬чения официального срока), представляют для предпри¬нимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу.

Миграция рабочей силы является частью структурных изменений в экономике.

Как и всякое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом .

Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические процессы нельзя.

Похожие работы на данную тему