Управление дебиторской задолженностью предприятия. ОАО "ХХХ"

Название работы: Управление дебиторской задолженностью предприятия. ОАО "ХХХ"

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

103 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

1. Теоретические и методологические основы управления дебиторской задолженностью 6

1.1 Понятие и сущность дебиторской задолженности 6

1.2 Этапы анализа дебиторской задолженности 9

1.3 Методы управления дебиторской задолженностью с целью повышения ликвидности предприятия 17

2. Экономический анализ деятельности ОАО "ХХХ" 30

2.1. Краткая характеристика предприятия 30

2.2 Анализ финансового состояния предприятия 34

2.3. Анализ управления дебиторской задолженностью 54

3. Мероприятия по совершенствованию управления дебиторской задолженностью ОАО "ХХХ" 60

Заключение 67

Список литературы 69

Выдержка:

Введение:

Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинст-ва зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей суще-ствуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для рос-сийских предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планиро-вание необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задол-женности, нерациональное их использование, а также недостатки организацион-ной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.

Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менедже-рам приходится решать следующие задачи:

1. выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денеж-ных средств;

2. ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

3. определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;

4. ускорение истребования долгов;

5. уменьшение бюджетных долгов;

6. оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в деби-торской задолженности.

Эти задачи решаются при грамотном управлении дебиторской задолженно-стью, что в свою очередь является частью общей политики управления оборотны-ми средствами предприятия и позволяет оптимизировать общий размер задолжен-ности и обеспечить ее своевременное взыскание.

Целью управления дебиторской задолженностью можно считать оптимиза-цию ее величины, поскольку на предприятие оказывает негативное влияние как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение.

Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие, и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствую-щим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или о сокра-щении продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение де-нежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлече-нии дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.

Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций.

Именно поэтому выбранная тема дипломной работы является особенно ак-туальной в современных условиях. Целью дипломной работы является анализ де-биторской задолженности ОАО "ХХХ".

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. раскрыть понятие и сущность дебиторской задолженности;

2. определить основные этапы анализа дебиторской задолженности;

3. рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью с целью повы-шения ликвидности предприятия;

4. провести анализ дебиторской задолженности на примере конкретного предпри-ятия;

5. разработать мероприятия по совершенствованию системы управления дебитор-ской задолженностью.

Объектом исследования является ОАО "ХХХ", предметом исследования выступает дебиторская задолженность указанного предприятия.

Первичными источниками информации послужили: бухгалтерские балан-сы три года, отчеты о прибылях и убытках, штатное расписание предприятия, кар-точка учета основных средств.

Глава 3:

В этом случае ОАО "ХХХ" при скидке с учетом альтернативного вложения и инфляции теряет меньше, чем из-за инфляции и необходимости выплаты процен-тов за пользование кредитом при отсрочке платежа в 30 дней.

При нахождении равновесия между дебиторской и кредиторской задолжен-ностью необходимо оценивать условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьшения издержек или увеличения выгоды, получаемой пред-приятием.

Управление дебиторской задолженностью включает также сопоставление данных о предоставленных и полученных кредитах. Особое внимания заслуживает сбалансированность дебиторской задолженности за товары и услуги с кредитор-ской задолженностью за сырье и материалы.

Путем статистической обработки данных о темпах погашения дебиторской задолженности с различными сроками возникновения можно получить средние цифры - доли поступлений в текущем периоде средств от задолженности опреде-ленного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задол-женности, или иначе коэффициенты инкассации.

На основе данных о погашении дебиторской задолженности можно также определить долю денежных средств в общей сумме поступлений. Анализ дебитор-ской задолженности клиентов перед ОАО "ХХХ", проведенный во второй главе, показал, что в силу сложившейся на предприятии кредитной политики объективно существует сомнительная дебиторская задолженность.

В качестве еще одного метода уменьшения сумм дебиторской задолженно-сти можно рекомендовать факторинг.

В этом случае ОАО "ХХХ" и специальное агентство («фактор») заключают договор о продаже конкретной суммы дебиторской задолженности. Затем пред-приятие извещает клиента о том, что фактор купил их долги. После этого фактор осуществляет платежи предприятию на основании договора, причем независимо от того, заплатил покупатель или нет. За предоставление фактором такой услуги клиент получает "на руки" номинальную сумму долга со скидкой.

У указанного способа взыскания дебиторской задолженности есть свои плю-сы и свои минусы.

1. может быть использован для расширения продаж;

2. возможность продавать новым группам покупателей;

3. более быстрая оборачиваемость капитала.

Факторинг имеет ряд недостатков:

1. чистые убытки из-за получения неполной суммы долга;

2. потеря контроля над должниками;

3. потеря информации о должниках, как потенциальных клиентах.

В качестве еще одного метода управления дебиторской задолженностью на ОАО "ХХХ" можно рекомендовать разработку информационной системы "Опера-тивное управление дебиторской задолженностью", которая бы охватывала весь цикл документооборота по учету дебиторской задолженности предприятия, управ-ленческого учета, обеспечивала централизованный, автоматизированный, опера-тивный учет всех типов договоров, доходов, расходов и обязательств на предпри-ятии.

Модуль управления дебиторской задолженностью обеспечивает оператив-ный, полный и структурированный учет дебиторской задолженности. В рамках модуля осуществляется регистрация договоров и валютных контрактов с покупа-телями и заказчиками, формирование справочных данных о заказчиках; планиро-вание отгрузки готовой продукции, формирование соответствующих документов с учетом типа налогообложения; регистрация платежных документов покупателей и заказчиков с последующей обработкой в выписке банка, установление связи при-ходных платежных документов и документов на отгрузку, планирование суммы доходов от реализации услуг, внереализационной деятельности, погашения деби-торской задолженности, анализ отклонений фактических доходов от плановых по-казателей, учет погашения дебиторской задолженности неденежными средствами (взаимозачет, векселя).

Заключение:

Существующая нестабильность экономической ситуации в России приводит к существенному увеличению рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой платежа (получение предоплаты как формы платежа на региональных рынках используется в ограниченных размерах).

Имеющаяся низкая платежеспособность предприятий вызывает рост доста-точных объемов дебиторской задолженности на балансах производителей.

Образование дебиторской задолженности экономически объяснимо недос-татком оборотных средств. Вместе с тем, необходимо учитывать, что дебиторская задолженность, как реальный актив играет достаточно важную роль в сфере пред-принимательской деятельности.

Дебиторская задолженность в своей сути имеет два существенных признака:

1. с одной стороны для дебитора — она источник бесплатных средств;

2. с другой стороны для кредитора — это возможность увеличения ареала распро-странения его продукции, увеличение рынка распространения продукции.

Обобщая вышеизложенное исследование, можно сделать следующие выво-ды:

1. Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью являются определение степени риска неплатеже-способности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потен-циально неплатежеспособными покупателями.

2. Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные из-держки предприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, команди-ровки и пр.); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличе-ние периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задол-женности.

3. В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества рас-четных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплош-ным, так и выборочным методом.

4. Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской за-долженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляе-мого фирме поставщиками сырья и материалов.

5. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать несколько видов договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Похожие работы на данную тему