Формирование словаря детей дошкольного возраста

Название работы: Формирование словаря детей дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Понятие словарной работы и ее значение 7

1.2. Проблема формирования словаря у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 12

1.3. Анализ программ обучения и воспитания дошкольников по разделу «Развитие словаря» 17

Выводы по первой главе 24

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25

2.1. Особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста 25

2.2. Задачи и содержание словарной работы в детском саду 33

2.3. Методика словарной работы с дошкольниками младшего возрста 37

Выводы по второй главе 53

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 55

3.1. Констатирующий этап работы по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 56

3.2. Формирующий этап работы по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 64

3.3. Контрольный этап работы по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 69

Выводы по третьей главе 74

Заключение 75

Глоссарий 78

Список литературы 79

Приложение.83

Выдержка:

Введение:

Поэтому мы считаем актуальной тему нашего исследования – «Формирование словаря детей дошкольного возраста».

Цель исследования – изучение процесса формирования словаря у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – формирование словаря у детей дошкольного возраста, как раздел методики развития речи.

Предмет исследования – формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Успешное формирование словаря у детей дошкольного возраста возможно при условии проведения целенаправленной работы по обогощению словаря через рассматривание различных предметов и материалов, их свойств и качеств, дидактические игры и игры-инсценировки с предметами, рассказ воспитателя, рассматривание картин.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические основы формирования словаря у детей дошкольного возраста;

2) Выявить возрастные особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста;

3) Разработать и реализовать программу опытно-экспериментальной работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Методологическая основа исследования:

1) положение материалистической философии о языке как о продукте общественно-исторического развития;

2) положение физиологии о том, что усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Эти связи образу¬ются в коре головного мозга по законам, открытым И. П. Павловым;

3) положение о единстве развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления и других сторон речи Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Ф.А. Сохина и др.;

4) основы методики формирования словаря у дошкольников определеные в работах М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, О.И.Соловьевой, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой, Е.А.Флериной.

Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования систематизирован теоретический материал по проблеме формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста, выделены современные исследования по методике и содержанию формирования словаря у детей дошкольного возраста.

Глава 3:

Цель формирующего эксперимента: формирование словаря детей младшего дошкольного возраста.

Качественный и количественный анализ результатов исследования позволяет определить следующие направления работы на формирующем этапе эксперимента:

1. С детьми со средним уровнем развития словаря: Кальяновой А., Логиновой Е., Олехиной Л., Прокопенко С., Рашидовым Р., Фаизовой И. проводить развивающую работы с использованием дидактических игр с целью повышения представлений детей о названиях и назначении предметов одежды, обуви, головных убо¬ров, посуды, мебели, средств передвижения, развития умений понимать обобщающие слова - одежда- посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п., различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), определять и называть осо¬бенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки можно сжать - они восстанавли¬вают первоначальную форму), развития ориентировки в пространстве и умений указать местоположение предмета (за окном, высоко, далеко, под шкафом), обогащении представлений о частях суток. Работы рекомендуется проводить в повседневном общении с ребенком, а так же с использованием дидактических игр.

2. С детьми с низким уровнем развития словаря: Ивановой М.. Мишиным А. Никаноровым Т. Ситдиковой А. проводить более углубленную работу в вышезаданных направлениях как в повседневной жизни и с помощью дидактических игр, так и на дополнительных занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

В нашей работе мы использовали дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста, предложенные О.С. Ушаковой, Е.М. Струнной [44]. См. таблицу 2.

Заключение:

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что зна¬чение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности сло¬ва с другими лексическими единицами внутри лексичес¬кой системы языка (В. А. Звегинцев). Усвоить значение сло¬ва - значит овладеть всеми его сторонами.

В словарной работе с дош¬кольниками выделяют два аспекта. Первый заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их по¬нятийного содержания. В дошкольной методике раз¬вития речи этот аспект представлен прежде всего в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л.А.Пеньевской, В. И. Ло¬гиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В.И.Яшиной.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лек¬сическими единицами. Это направление в большей сте¬пени представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С.Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти ас¬пекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Словарная работа в детском саду на¬правлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому разви¬тию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важ¬ным условием умственного развития, поскольку содержа¬ние исторического опыта, присваиваемого ребенком в он¬тогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).

Похожие работы на данную тему