Формирование словаря детей дошкольного возраста

Название работы: Формирование словаря детей дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие словарной работы и ее значение

1.2. Проблема формирования словаря у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.3. Анализ программ обучения и воспитания дошкольников по разделу «Развитие словаря»

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста

2.2. Задачи и содержание словарной работы в детском саду

2.3. Методика словарной работы с дошкольниками младшего возрста

Выводы по второй главе

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Констатирующий этап работы по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста

3.2. Формирующий этап работы по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста

3.3. Контрольный этап работы по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста

Выводы по третьей главе

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Приложение

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обуче¬нии родному языку признается многими исследователями, ко¬торые считают ее (взаимосвязь) одной из закономерностей ов¬ладения языком. Это объясняется самой сущностью языка, в которой фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи выступают в тесном единстве.

В дошкольной методике раз¬вития речи проблема формирования словаря дошкольников рассматривалась Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А.Пеньевской, В.И. Ло¬гиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохиным, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и другими.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточне¬ния представлений, формирования понятий, развития со¬держательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного разви¬тия.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не вла¬деющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что уче¬ники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком, прагмати¬ческом аспекте (формирование речевых навыков). В ее тра¬диции уроки родного языка - это уроки воспитания нрав¬ственности, гражданственности (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие). Большое значение имеет воспита¬тельный потенциал лексики, помогающий выработать нрав¬ственные ориентиры.

Поэтому мы считаем актуальной тему нашего исследования – «Формирование словаря детей дошкольного возраста».

Цель исследования – изучение процесса формирования словаря у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – формирование словаря у детей дошкольного возраста, как раздел методики развития речи.

Предмет исследования – формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: Успешное формирование словаря у детей дошкольного возраста возможно при условии проведения целенаправленной работы по обогощению словаря через рассматривание различных предметов и материалов, их свойств и качеств, дидактические игры и игры-инсценировки с предметами, рассказ воспитателя, рассматривание картин.

Глава 3:

На контрольном этапе диагностики в экспериментальной группе не было выявлено детей с низким уровнем сформированности словаря.

Со средним уровнем сформированности словаря в экспериментальной группе было выявлено 4 (40%) ребенка, в контрольной – 9 (90%) детей. Эти дети знали, но иногда допускали ошибки в названии и определении назначения предметов одежды, обуви, головных убо¬ров, посуды, мебели, средств передвижения, понимали не все обобщающие слова, существенные детали и части предметов, качества, осо¬бенности поверхности, материалы и их свойства. Не всегда смогли указать местоположение предмета, иногда путает названия частей суток.

С высоким уровнем сформированности словаря в экспериментальной группе было выявлено 6 (60%) детей, в контрольной – 0 (0%) ребенок. Эти дети знают названия и назначение предметов одежды, обуви, головных убо¬ров, посуды, мебели, средств передвижения, понимют обобщающие слова - одежда- посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п., умеют различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), определять и называть осо¬бенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки можно сжать - они восстанавли¬вают первоначальную форму), могут указать местоположение предмета (за окном, высоко, далеко, под шкафом), знают и называют части суток (утро, день, вечер, ночь).

Для оценки эффективности опытно-экспериментальной работы, мы сравнили результаты констатирующей и контрольной диагностики экспериментальной и контрольной групп. См. таблицу 5.

Заключение:

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что зна¬чение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности сло¬ва с другими лексическими единицами внутри лексичес¬кой системы языка (В. А. Звегинцев). Усвоить значение сло¬ва - значит овладеть всеми его сторонами.

В словарной работе с дош¬кольниками выделяют два аспекта. Первый заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их по¬нятийного содержания. В дошкольной методике раз¬вития речи этот аспект представлен прежде всего в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л.А.Пеньевской, В. И. Ло¬гиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В.И.Яшиной.

Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лек¬сическими единицами. Это направление в большей сте¬пени представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С.Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти ас¬пекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

Словарная работа в детском саду на¬правлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому разви¬тию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важ¬ным условием умственного развития, поскольку содержа¬ние исторического опыта, присваиваемого ребенком в он¬тогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).

Похожие работы на данную тему