Уголовно-правовая ответственность за терроризм

Название работы: Уголовно-правовая ответственность за терроризм

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ТЕРРОРИЗМА 7

1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕРРОРИЗМА 7

1.2. ВИДЫ ТЕРРОРИЗМА 13

1.3. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА 19

1.4. ПРИЧИНЫ ТЕРРОРИЗМА 25

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТЕРРОРИЗМ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29

2.1. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ТЕРРОРИЗМА ПО УК РОССИИ 29

2.2. КВАЛИФИКАЦИЯ ТЕРРОРИЗМА ПО УК РОССИИ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ЕГО ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ 36

2.3. НАКАЗАНИЕ ЗА ТЕРРОРИЗМ ПО УК РОССИИ 47

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ 50

3.1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ 50

3.2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84

Выдержка:

Введение:

Отказавшись от социалистического пути развития, наше обще¬ство получи-ло взамен нестабильность экономики, падение уровня жизни большинства на-селения, неуверенность в завтрашнем дне, рост организованной преступности. В этих условиях определенная часть наших граждан восприняла политическую свободу как вседоз¬воленность, не ограниченную никакими законами и мораль-ными принципами.

Как показывает опыт мировой истории, любому переходному периоду при смене общественно-экономической формации свойст¬венны всевозможные со-циальные катаклизмы, в том числе появле¬ние ряда новых общественно опасных деяний. Так было при перехо¬де от феодализма к капитализму, так было после Октябрьской революции 1917г., нечто подобное наблюдается и сейчас.

В последние годы в России отмечен значительный рост пре¬ступности, ко-торая дестабилизирует экономику, оказывает разруши¬тельное влияние на поли-тику и общественную жизнь, подрывает устои государства, становится угрозой для его безопасности. А внутренние проблемы России, связанные с Чечней, межнациональ¬ные столкновения Абхазии и Грузии, незатухающие военные кон¬фликты на границе с Таджикистаном, территориальные споры меж¬ду быв-шими республиками СССР, имеющими с Россией тесные экономические связи, еще больше обостряют криминогенную си¬туацию в стране.

Общество, в котором еще менее пятнадцати лет тому назад официально считалось, что «преступность ... относится к числу за¬тухающих явлений; ее ко-ренные причины необратимо ликвидированы», оказалось не готовым к адекват-ному восприятию и реагирова¬нию на складывающуюся криминогенную дейст-вительность.

Помимо количественного изменения преступности, которое вы¬разилось в резком скачке общего числа преступлений, проявляются и качественные ее из-менения. И это, прежде всего, касается органи¬зованной внутренней и междуна-родной преступности: терроризма, захвата заложника, угона воздушного судна, незаконной торговли оружием, наркотиками, коррупции, фальшивомонетниче-ства и др.

Организованная преступность, как указывает А. И. Долгова , расширила межрегиональные и международные связи. Она не про¬сто наладила междуна-родные связи и вышла на международную арену, но заняла там твердые пози-ции, стала элементом междуна¬родной преступной деятельности, широко влияющей на положение дел в мире, международную политику.

По данным специалистов Всемирного банка, из России ежегод¬но вывозит-ся контрабандным путем до 50% валюты. Этому негатив¬ному явлению способ-ствует имеющая место коррумпированность в высших эшелонах власти. А от-сутствие четкой грани между легаль¬ной и теневой экономикой позволяет орга-низованным преступным группировкам использовать эту ситуацию в сфере внешнеэкономи¬ческой деятельности, когда контрагентами являются крими-нальные структуры стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья.

Как отмечает в своей работе А. Я. Сухарев, «нынешняя крими¬ногенная си-туация в России — качественно новый феномен как по масштабам преступных проявлений, так и по смыслу разрушитель¬ного влияния на жизнедеятельность общества, функционирование и безопасность государства, права и свободы граждан» .

Глава 3:

Ценность сложной структуры рассматриваемого закона Великобритании со-стоит в том, что она позволяет эффективно криминализировать не только отдель-ные акты терроризма, но и целые направления террористической деятельности даже такого сложного образования, как террористическая организация.

Среди наиболее существенных нововведений в области уголовного права, ка-сающихся борьбы с терроризмом, необходимо особо отметить криминализацию участия в террористической организации, а также появление специальных соста-вов, связанных с участием в деятельности террористических групп и организаций. Подобные специальные составы разработаны во многих государствах, и одной из первых соответствующие нормативные положения приняла Великобритания. За-прещение Ирландской республиканской армии (ИРА) как террористической орга-низации составило одно из основных положений ее нового законодательства, хотя оно было, как утверждалось, "более зрелищным, чем эффективным" .

Согласно упоминавшемуся Акту о терроризме (ч.II), решение о запрете орга-низации как террористической принимает Государственный секретарь в том слу-чае, если эта организация участвует в совершении актов терроризма, готовится к терроризму, способствует терроризму или поощряет его либо имеет иное отноше-ние к терроризму. Решение о запрете может быть обжаловано в специальную Апелляционную комиссию по запрещенным организациям и далее - в апелляци-онный суд (но только с разрешения Комиссии или компетентного суда). Государ-ственный секретарь не обязан принимать какие-либо действия в целях приоста-новления своих решений до тех пор, пока комиссией или судом не вынесено окончательное решение. Лицо, осужденное за причастность к запрещенной орга-низации, может обжаловать в суд не только собственный приговор, но и (в качест-ве отдельного иска) само включение данной организации в разряд запрещенных.

Криминализация участия (в том числе подтверждаемого самим подозревае-мым лицом) в запрещенной организации предусмотрена ст.11 Акта о терроризме. Также преступными признаны действия, побуждающие других к поддержке за-прещенной организации или направленные на организацию встречи с представи-телем запрещенной организации, а также непосредственно выступление в защиту такой организации. Об ответственности за непосредственное руководство терро-ристической организацией говорится в ст.56 Акта о терроризме, закрепляющей в качестве санкции пожизненное заключение.

Административный порядок признания организации террористической при-нят и в США (см. ст.219 Закона США о борьбе с терроризмом и применении смертной казни (1996 г.)).

Вместе с тем, подходы различных стран к вопросам признания и объявления организаций террористическими существенно отличаются - такое решение, как было сказано, может приниматься как в административном, так и в судебном по-рядке. Несомненно, в последнем случае оно сопряжено со значительными трудно-стями, поскольку при строгой иерархичности террористических структур и суще-ствующем кодексе молчания несложно установить вину камикадзе-одиночки, но не стоящей за ним организации. Существующий же, к примеру, в Великобрита-нии, порядок дает возможность незамедлительно по поступлении соответствую-щей разведывательной информации объявить организацию вне закона. Однако ее лидеры и члены всегда могут прибегнуть к внесудебной и судебной защите своих прав, что поддерживает баланс законных интересов государства и соответствую-щих организаций.

Существенной новацией в борьбе с терроризмом и особенно с его организо-ванными формами стало введение Уголовным кодексом Франции (1992 г.) ответ-ственности юридических лиц за совершение ими как общеуголовных, так и терро-ристических преступлений. Положение ст.121-2 нового УК Франции предусмат-ривает, что юридические лица, за исключением государства, несут уголовную от-ветственность за исполнение преступления (ст.121-4), покушение на преступление (ст.121-5), соучастие в преступлении (ст.121-6 и 121-7), а также в случаях, преду-смотренных законом или регламентом, и за преступления, совершенные в пользу юридических лиц их органами или представителями.

Другими словами, к уголовной ответственности может привлекаться право-субъектное юридическое лицо, являющееся официальной структурой (коммерче-ским обществом, ассоциацией, политическим объединением и т.п.), созданное для совершения террористической деятельности, хотя при этом оно может занимать-ся, к примеру, предпринимательством. Для привлечения юридического лица к уголовной ответственности достаточно, чтобы преступление было совершено его руководящими органами или представителями. Наказанию подлежит то юридиче-ское лицо, с которым террорист поддерживает связь по поводу совершенного пре-ступления либо в котором он официально числится и в интересах которого дейст-вует.

Заключение:

Основные выводы проведенного по теме квалификационной работы исследо-вания сводятся к следующему.

1. Терроризм представляет собой сложное, многомерное явление. Кроме пра-вовых, он затрагивает целый ряд других проблем – психологические, историче-ские, технологические и т.д. Все это обуславливает то обстоятельство, что миро-вому сообществу до сих пор не удалось выработать общеприемлемое юридиче-ское определение терроризма.

2. В настоящее время существует достаточно разнообразное количество форм проявления терроризма, которые изучаются криминологами, социологами, поли-тологами и специалистами других наук. Вместе с тем, появляются новые, более изощренные формы терроризма, связанные с развитием научно-технического про-гресса (например, компьютерный терроризм).

3. На наш взгляд, правовое понятие терроризма должно быть уже философ-ского и социально-политического, поэтому главным в его анализе должны быть: оценка насилия, анализ целей, характеристика возможных субъектов и оценка его последствий.

4. Мы разделяем мнение ученых, которые считают, что необходимо уточнить уголовно-правовое понятие терроризма в Уголовном кодексе России (например, А.И. Долгова, В.П. Емельянов, А.Э. Жалинский и др.). При этом терроризм можно определить лишь посредством установления системы признаков, характеризую-щих в своем неразрывном единстве его специфику.

5. По нашему мнению, необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устра-нении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, ко-торые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негатив-ных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.

Для противодействия терроризму, в основе которого лежит религиозный фа-натизм, необходима массовая разъяснительная работа среди населения с привле-чением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юрис-пруденции, средств массовой информации.

6. Необходимо дальнейшее проведение научных исследований по проблеме терроризма, с учетом современных тенденций развития мирового сообщества, ко-торые существуют в настоящее время и оказывают свое влияние на современный терроризм. При этом нужно привлекать специалистов различных областей знаний: юристов, политологов, психологов, медиков, философов и др.

7. Целесообразно было бы выработать универсальные принципы проведения контртеррористических операций, тщательно регламентировать порядок освеще-ния в средствах массовой информации ситуаций, связанных с актами терроризма, рассмотреть вопрос о создании единого банка данных о проявлении различных форм терроризма.

Похожие работы на данную тему