Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны

Название работы: Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

61 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Введение . 3

Глава 1. Теоретические основы бюджетного процесса в Российской федерации . 5

1.1 Сущность бюджета, основные задачи и направление современной бюджетной политики. 5

1.2 Межбюджетные отношения в области социального развития…13

1.3 Опыт зарубежных стран в решении социальных проблем. 22

Глава 2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии региона 27

2.1 Содержание региональной социальной политики. 27

2.2 Финансовая помощь федерального бюджета субъектам РФ. 39

2.3 Расчет компенсационных выплат участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и другим категориям граждан.49

Заключение. 56

Литература. 59

Приложения . 62

Выдержка:

Введение:

Долгое время бюджет как экономическая категория не получал признания. Лишь в последние годы бюджет с позиции экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиции законодательного управления финансовой базы государства - как его финансовый план.

С переходом к рыночным отношениям в нашей стране бюджет становится одним из главных инструментов государства в проведении социально-экономической политики.

Бюджетная информация помогает руководителю наблюдать за тем, как решаются задачи, стоящие перед ними и оценивать, насколько достигаются те или иные цели, установленные в планах и бюджете государственного органа.

Прежде чем рассматривать планирование и исполнение расходной части государственного бюджета в сфере социальных выплат, необходимо сначала уточнить государственные расходы.

Каково определение государственных расходов в макроэкономическом смысле для выполнения социальных проблем, стоящих перед государством? Каковы источники данных для агрегированных показателей государственных расходов? Как лучше всего составлять прогнозы расходов на краткосрочную перспективу с учетом социальных проблем?

Экономистам, занимающимся налогово-бюджетной политикой и управлением государственными финансами необходимо хорошо разбираться в том, как планируется, составляется и исполняется расходная часть бюджета.

Черезвычайно остро стоит проблема ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование , нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, другие нарушения бюджетных процедур.

Целью исследования является изучение основ бюджетного процесса в Российской Федерации, рационального формирования и исполнения бюджетов всех уровней адекватно макроэкономическим процессам в стране.

Для этого определяются следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы бюджетного процесса в Российской федерации;

- исследовать процессы формирования и исполнения федерального, субфедерального и муниципального бюджетов;

- выявить актуальные проблемы социальной политики государства;

- сравнить опыт развитых стран в решении социальных вопросов;

Методологической основой исследования служили Указы Президента России, Постановления правительства Российской федерации, нормативные акты и другие законодательные документы. (Бюджетный кодекс РФ).

На основе проведенного исследования эффективности бюджетного процесса, его ключевой роли в формировании социальной политики государства, сделать выводы и предложить концепции совершенствования данного процесса.

Глава 2:

Согласно федерального закона предусмотрены следующие компенсации и льготы гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:

- бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), диспансеризация, бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей), бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), бесплатное ежегодное обеспечение санаторно - курортным лечением (при наличии медицинских показаний) или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки;

- бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования.

- использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;

- ежемесячная выплата им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 3-х кратного размера минимальной оплаты труда;

- возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.

- первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно - курортное (при наличии медицинских показаний с выдачей листка нетрудоспособности) или другое оздоровительное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки - денежная компенсация в размере ее средней стоимости (только инвалидам).

- бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

- ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 2-х кратного размера минимальной оплаты труда;

Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией настоящего Закона в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.

Перечисление денежных средств бюджетополучателям производится на основании представленных документов в Отделение федерального казначейства (Приложение 1, 2).

В Отделении федерального казначейства получают компенсацию 36 человек: участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС - 33 человека: 23 инвалида и 10 ликвидаторов, 3 детей в возрасте до 14 лет, которые состоят на учете в Комитете социальной защиты населения по Майнскому району.(Приложение 3).

Предприятие, на котором работает участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, выплачивает денежные средства участнику ликвидации аварии из собственных средств с последующим возмещением их из федерального бюджета.

Ежеквартально организация представляет в Отделение федерального казначейства отчет по прилагаемой форме.(Приложение 4).

Рассмотрим на примере Майнского района выплату компенсаций из федерального бюджета участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Заключение:

При написании данной работы преследовалась следующая цель – определить значимость и верность создания относительно нового органа финансового управления государства – федерального казначейства, сформулировать основные принципы бюджетного процесса , основные направления в социальной политике государства на региональном уровне, показать на примере органов федерального казначейства роль федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации в плане выполнения социальных правительственных программ.

В процессе исследования данной проблемы, выявились некоторые интересные аспекты – это принятие Бюджетного кодекса, с четким разграничением полномочий соответствующих уровней бюджетов , дальнейшее развитие межбюджетных отношений, пути совершенствования бюджетного процесса , процентное соотношение доли социальных программ в бюджете Российской федерации, переход региональных и муниципальных бюджетов на казначейскую систему исполнения.

Душевой принцип выделения дотаций сохранен, однако они выделяются на более укрупненные задачи и цели. Конкретные суммы дотаций определяются в областях. Тем самым областям возвращена часть их компетенций, которой они были лишены при создании местного самоуправления. В этой связи уместно заметить, что с принятием принципа самоуправления , администрации областей и районов оказались в двойственном, до известной степени неопределенном положении.

С одной стороны, они являются органами регионального управления, проводят и координируют деятельность бюджетополучателей в этих сферах с учетом особенностей отдельных районов и региона в целом. Для выполнения этих функций они, казалось бы, должны быть наделены средствами и правом их расходования.

Похожие работы на данную тему