Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Название работы: Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Становление понятия «экологическая культура» 6

1.2. Педагогические условия, формы, методы и средства воспитания экологической культуры дошкольников 14

1.3. Основные направления в воспитании экологической культуры дошкольников (Анализ программ экологического образования дошкольников) 25

Выводы по первой главе 37

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38

2.1. Констатирующий этап исследования по определению уровня

экологической культуры старших дошкольников 38

2.2. Экспериментальная работа по воспитанию экологической культуры старших дошкольников 43

2.3. Аналитическая работа по результатам исследования 50

Выводы по второй главе 53

Заключение 54

Рекомендации 56

Литература 58

Приложение

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы. На современном этапе одним из важнейших условий нашего общества является его нравственное, духовное и экологическое развитие в целом и каждой личности в отдельности.

«Экология»- знаком ли это слово ребенку 5-7 лет? Ещё недавно его знали только ученые. Теперь оно на устах у каждого. Это слово звучит как сигнал тревоги: умирают реки, умирают целые моря, например, Аральское, от ядерных испытаний и аварий гибнет земля. Мы уверены, что у наших воспитанников это вызывает протест. Ведь к тому времени, когда они станут взрослыми, живой природы может остаться катастрофически мало. Обратимся к энциклопедическому словарю: экология – греческое слово, «экос» - дом, жилище, иначе говоря, экология – наука о Доме – Родине. Экология – чистый Дом и надо жить в этом доме, соблюдая чистоту с детства, познавая все таинства и механизмы природных явлений.

Изучение этой проблемы в условиях дошкольных учреждений нашего региона находится уже в процессе внедрения. Поэтому психолого-педагогические исследования в этом направлении будут весьма полезными для воспитательного процесса в детских садах.

Практический опыт воспитателей дошкольных учреждений требует теоретического обобщения и конкретных научно-обоснованных рекомендаций для работы с детьми в группах. Мы считаем, что одним из ведущих способов формирования основ экологической культуры является приобщение детей к природе.

Изучив научно-теоретическую литературу и практику работ дошкольных учреждений, мы выяснили, что:

- у детей недостаточно сформированы экологические знания.

- не зная правил поведения в природе, они нарушают их.

- наблюдается низкий уровень экологической культуры в семье.

- требуется специальная подготовка воспитателей для формирования у детей основ экологической культуры.

Глава 2:

Это указывает на то, что в ходе эксперимента дети, с низким уровнем экологической культуры на констатирующем этапе в целом стали проявлять к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных — в основном движение, питание; у растений — рост). Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомыми живыми объектами. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов — практической пользой, красотой; обеспечением собственной безопасности. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.

Более чем для половины детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. В поведении практически не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за явлениями их жизни. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видят необходимость ухода и качественно его выполняют. Испытывают удовольствие от помощи живому. У них уже оформился широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у природных объектов и группы. Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Заключение:

Экологическое воспитание подрастающего поколения одна из основных задач в данный момент. Эта трудная и интересная работа и возможностей здесь очень много. Результат нашей работы – благодарность родителей и желание детей сделать окружающий мир чистым и красивым.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие качества. Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетия мы покорили её, беспощадно убивали животных, вырубали леса. Сейчас, пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые продукты. На смену нам идет новое поколение и наша задача прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.

Появление экологической воспитанности – это результат воздействия на детей определенной системы методов и приемов воспитания, результат усвоения, знания, доступных пониманию детей этого возраста, знаний, постепенного их накапливания и расширения. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желание наблюдать за происходящими явлениями, в стремлении ухаживать за животными и растениями.

Народы и государства планеты Земля со всей очевидностью начинают осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать её природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф.Энгельса, который ещё в прошлом веке пытался предостеречь: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит».

Мы полагаем, что экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологической культуры общества, отражающей опыт взаимодействия человека и природы. Личность, присваивая элементы экологической культуры, приобретает новое качество – экологическую воспитанность, которая проявляется в системе личностных образований – в сознании, деятельности и поведения, в эмоциях и чувствах.

Педагогами нашего дошкольного учреждения была дана положительная оценка исследовательской работы.

Похожие работы на данную тему