Защита прав потребителей в торговле

Название работы: Защита прав потребителей в торговле

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

61 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО о ЗПП 7

§ 1.1. Конституция Российской Федерации 7

§ 1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации 10

§ 1.3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя»

и его соответствие Гражданскому кодексу

Российской Федерации 15

§ 1.4. Правовые акты Правительства Российской Федерации 26

§ 1.5. Судебная практика 28

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 30

§ 2.1. Право на надлежащее качество товаров 32

§ 2.2. Право на безопасность товаров для жизни и здоровья 35

§ 2.3. Право на информацию 39

§ 2.4. Право на обмен товара надлежащего качества 43

ГЛАВА III ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 46

§ 3.1. Последствия продажи товара с недостатком 46

§ 3.2. Имущественная ответственность за нарушение сроков

удовлетворения требований потребителей 49

§ 3.3. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу.........50

§ 3.4. Компенсация морального вреда 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 64

БИБЛИОГРАФИЯ 67

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы дипломной работы определяется социальной необходимостью защиты прав потребителей.

Масштабы правового и организационного обеспечения экономических реформ вы-двинули необходимость защиты прав потребителей в число основных направлений со-циальной политики государства.

Защита прав потребителей становится обязанностью современного пра-вового государства в России. Экономическое положение в стране можно оха-рактеризовать как этап становления рыночной экономики, которая не сформи-ровалась пока в нормальную систему взаимоотношений производителей, про-давцов и покупателей. Хотя во всех экономически развитых странах защита прав потребителей опирается на детально разработанную законодательную ба-зу.

В настоящее время в российской экономике восстанавливается и начи-нает активно функционировать потребительский рынок.

Однако, видимое насыщение рынка товарами, в основном, импортного производства, не является отражением экономического благополучия, а, на-против, ставит потребителя в сложное положение при выборе неизвестного то-вара, нередко некачественного.

Торговля является посредником между поставщиками, изготовителями и непосредственно потребителями товаров. Вместе с тем, ее роль не ограничива-ется организацией процесса купли-продажи, она призвана защищать интересы потребителя, предъявляя к поставщикам определенные требования в части ка-чества товара, его безопасности.

Глава 3:

В случае если ненадле¬жащее качество товара не было заранее оговорено продавцом, в соответствии с законом покупатель впра¬ве по своему выбору потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков товара или возмеще-ния своих расходов на их исправле¬ние;

— соразмерного недостатку уменьшения покупной цены товара;

—замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

— замены на такой же товар, но другой марки (мо¬дели, артикула) с соответствующим перерасче¬том покупной цены.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров тре¬бования о замене и расторжении договоров купли-продажи удовлетворя-ются лишь при обнаружении в товарах существенных недостатков.

При определении причин возникновения недо¬статков товара ме-жду продавцом и покупателем воз¬можны спорные ситуации. В этом слу-чае в соответствии с законом прода¬вец обязан произвести экспертизу то-вара за свой счет, а потребитель вправе оспорить результаты этой экспер-тизы в судебном порядке. Однако покупатель должен знать, что если не-достатки возникли по его вине или вследствие непреодолимой силы, он обязан возместить продавцу расходы на проведение экспер¬тизы, а также хранение и транспортировку товара.

Предположим, продавец согласен выполнить требования покупа-теля, возникшие в связи с ненад¬лежащим качеством реализованного то-вара. В слу¬чае если товар является крупногабаритным — ве¬сом более пя-ти килограммов — возникают пробле¬мы, связанные с его

доставкой для ремонта, уценки, замены, возврата. В соответствии с законом все эти действия выполняются силами и за счет продавца. Если продавец не выполнил данные обязанности и расходы понес потребитель, продавец обязан возмес¬тить расходы, связанные с доставкой и возвратом товаров.

В случае, если требование безвозмездного уст¬ранения недостат-ков не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления, потреби¬тель вправе по своему выбору потребовать у изгото¬вителя:

— соразмерного уменьшения покупной цены;

— замены товара на товар аналогичной марки (модели, артику-ла);

— замены на товар другой марки (модели, артику¬ла) с соответст-вующим перерасчетом покупной цены.

Потребитель вправе вместо вышеперечисленно¬го возвратить из-готовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата упла-ченной за него суммы.

Замена товаров ненадлежащего качества долж¬на производиться изготовителями (продавцами) в семидневный срок со дня предъявления потребителями соответствующих требований, а при необходи¬мости до-полнительной проверки качества товара продавцом — в течение двадцати дней со дня предъ¬явления потребителем требования.

Заключение:

Изучение поставленных в дипломной работе проблем показывает, что практическая реализация экономических реформ, демократизация общества, насыщение потребительского рынка многообразием товаров заложили основы для развития в России законодательства в сфере защиты прав потребителей. Реализация потребительского законодательства потребовала движения по за-щите прав потребителей, как на государственном уровне, так и на обществен-ном.

Восьмилетний период действия в Российской Федерации Закона с фев-раля 1992 г. –стал настоящим стартовым этапом в развитии целой области права, государственного строительства и общественного движения.

Сформировались различные формы защиты прав потребителей. Среди них ведущую роль играет судебная реформа.

В ходе исследования выявлено, что защита прав потребителей имеет со-циальное значение в условиях рыночной экономики.

Под потребителем применительно к законодательству о защите прав по-требителей понимается гражданин, который приобретает и использует това-ры, для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Законодательство о защите прав потребителей включает не только нор-мы, направленные на защиту прав потребителей, но и нормы, определяющие права потребителей и механизм их реализации. Указанные нормы закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации частях I и II, в нормативных актах, специально регулирующих отношения с участием потребителя, в т.ч. в Законе «О защите о прав потребителей» и др.

В дипломной работе использовано законодательство, действовавшее по состоянию на 25 ноября 2000 г.

Поскольку торговля является конечным звеном между изготовителем и потребителем, то в данной работе исследовались взаимодействия продавца и потребителя.

Похожие работы на данную тему