Защита прав потребителей в торговле

Название работы: Защита прав потребителей в торговле

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение ………………………………………………………………….4

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

1. Гражданский кодекс Российской федерации и Закон "О защите прав потребителей" …………………………………………………….………….6

2. Правила отдельных видов договоров купли-продажи и правила продажи отдельных видов товаров ………………………………….……...9

3. Действие законодательства о защите прав потребителей в сфере торговли по кругу лиц………………………………………………………16

Глава 2. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

1. Право на информацию и последствия его нарушения .…….20

2. Право на безопасность жизни, здоровья и имущества потребителей …………………….…………………28

3. Право на надлежащее качество товаров…………………………..39

4. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества…….46

Глава 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НЕ НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА

1. Требования, которые может предъявить потребитель при при¬обретении товаров ненадлежащего качества……………………………..50 2. Предоставление товара в безвозмездное временное пользование на время устранения недостатков товара и доставка товара ……………….58

3. Расчеты с потребителем при предъявлении требований……60

Глава 4. ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1. Неустойка за нарушение сроков исполнения требований потребителя…………………………………………………………63

2. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров …………………………………………………………………………68

3. Компенсация морального вреда …………………………………………..71

3аключение................................………………………………………….80

Библиография ……………………………………………………………83

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Одним из существенных факторов развития экономики, как это не парадоксально, является законодательная, то есть административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая – информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка, вторая – защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.

В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась и продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий и предприятий общественного питания независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения изготовителей, продавцов товаров, являющиеся предпринимателями, с одной стороны, и гражданами-потребителями, с другой, является Закон РФ «О защите прав потребителей», действующий с апреля 1992 года. В этом законе закреплены правовые механизмы реализации фундаментальных прав потребителей, признанные во всем мире. Это право на приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность для жизни и здоровья потребителей, на информацию о товарах и их изготовителях (продавцах), на просвещение потребителей для компетентного выбора необходимых товаров, на государственную и общественную защиту их прав, а также на их объединения в добровольные общественные организации.

Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов имеющий прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей, продавцов за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установил для них ряд новых обязанностей.

ГЛАВА 2. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

1. ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НАРУШЕНИЯ

Закон устанавливает право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов. Вопросам информации в Законе посвящены пять статей, что указывает на важное значение, которое дано этому праву потребителя. Под информацией следует понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2 ФЗ от 20 февраля 1995г. «Об информации, информатизации и защите информации» ). Остальные права потребителя в определенной степени реализуются на базе надлежащего осуществления права на информацию.

В п. 1 и 2 ст. 8 Закона сформулированы общие требования, которые предъявляются к информации доводимой до потребителя.

Во-первых, информация должна быть необходимой. Данное положение корреспондирует с нормой п. 4 ст. 12 Закона, согласно которой потребитель в части познаний о товаре признается непрофессионалом. Соответственно ему должен быть предоставлен такой объем данных, как если бы он ничего не знал о приобретаемом товаре. На основании полученной информации у потребителя должно сложиться правильное представление о приобретаемом товаре, чтобы выбрать необходимый ему.

Во-вторых, информация должна быть достоверной. То есть потребительская информация должна отвечать реальному положению вещей и не вводить потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара. Потребителю должны быть сообщены не только положительные свойства товара, но и возможные негативные последствия его использования. Например, в соответствии с п. 9 ст. 16 ФЗ от 22июня 1998 года «О лекарственных средствах» лекарственные средства должны поступать в обращение только с инструкцией по их применению, содержащей, в частности, данные на русском языке о противопоказаниях к применению и побочных действиях.

В-третьих, информация должна быть выражена в наглядной и доступной форме. Потребительская информация должна быть изложена просто. Основываясь на толковании в русском языке слов «наглядный» и «доступный», можно сделать следующий вывод: информация должна быть в таком виде, чтобы её смысл был совершенно очевиден (понятен) для любого потребителя, даже не обладающего специальными познаниями в соответствующей области. Например, информация может передаваться при помощи штрихового кодирования. Однако не всякий потребитель способен расшифровать штриховой код. Поэтому в данном случае нельзя признать требование о наглядности и доступности соблюденным. В потребительской информации также должны, по общему правилу, отсутствовать специальные термины, в том числе научного характера. Вместе с тем требуемая законодательством легкость восприятия потребительской информации иногда вовсе не исключает использования особых слов и категорий, однако, с соответствующей расшифровкой.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. ЛИТЕРАТУРА

1. В защиту прав потребителя: Правовой путеводитель. М.: Юрид. лит. 1994

2. Еременко В.И. Пресечение недобросовестности конкуренции// в Российской Федерации// Государство и право, 1998. №1.

3. Защита прав потребителей: разъяснения по применению закона РФ « О защите прав потребителей». – М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация: Товарный справочник м.: Экономика,1996

5. Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей": Постатейный. - М.: - Юрайт-М. 2001

6. Парций Я.Е. Ненадлежащее качество продукции: государственный контроль; уголовная и административная ответственность. – М.: «Юрайт-М», «Новая правовая культура», 2001.

7. Суханов Е.А. Гражданское право: том 1. М.: Издательство БЭК, 2002.

8. Суханов Е.А. Гражданское право: том 2. М.: Издательство БЭК, 2002.

9. Эрделевский Э.М. Критерии и метода оценки размера компенсации морального вреда // Государство и право, 1997; №4.

10. Эрделевский Э.М. Проблемы компенсации морального вреда // Государство и право, 1997. №10.

2. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голо¬сованием 12 декабря 1993 - М.: Акалис,1996

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Часть 1: ФЗ от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (Собрание Законодательства РФ, 1994, №32. Ст.3301)

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Часть 2: ФЗ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (Собрание Законодательства РФ, 1996, №5. Ст.410)

4. Федеральный Закон Российской Федерации «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» от 26 января 1996г. № 15-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 1996, №5. Ст.411.

5. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992. №2300-1 (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ; от 17.12.99 № 212-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ, 1996, № 3. Ст. 140.

6. Федеральный закон РФ "О качестве и безопасности пищевых про¬дуктов" от 02.01.2000 №29-ФЗ.// Собрание Законодательства РФ, 2000, №2. Ст.150.

7. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10.июня 1993г. №5151-1.// Собрание Законодательства РФ, 2002, №18. Ст. 1773.

8. Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.1993г. № 5154-1.// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, №25. Ст. 917.

9. Федеральный Закон РФ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ» от 19 июня 1996г.// Собрание Законодательства РФ, № 26. Ст. 3030.

10. Федеральный Закон РФ «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997г.// Собрание Законодательства РФ, 1997, № 30. Ст. 3591.

11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» от 16 июня 1997г. № 720. //Собрание Законодательства РФ, 1997, №25. Ст.2942.

12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации» от 13 августа 1997г.// Собрание Законодательства РФ, 1997, № 33. Ст. 3899.

13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» от 16 августа 1994г. № 918 // Собрание законодательства РФ, 1994, № 19. Ст. 2209.

14. Постановление СМ – Правительства РФ «Об утверждении правил продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит» от 9 сентября 1993г. № 895.// Собрание актов РФ, 1993, №39. Ст. 3613.

15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» от 6 июня 1998г. № 569.// Собрание Законодательства РФ, 1998. № 24. Ст.2733.

16. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19 января 1998г. №55.// Собрание Законодательства РФ, 1998. №4. Ст.4193.

17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами» от 30 июня 1997г. № 772.// Собрание Законодательства РФ, 1997, № 27. Ст.3231.

18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий» от 7 июня 2001г. № 444.// Собрание Законодательства РФ, 2001, №24. Ст. 2456.

19. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил розничной торговли алкогольной продукцией на территории РФ» от 19 августа 1996г. № 987.// Собрание Законодательства РФ, 1996, №35. Ст.4193.

20. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено Декларацией о соответствии» от 7 июля 1999г. №776.// Собрание Законодательства РФ, 1999, № 29. Ст. 3746.

21. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Временного порядка изъятия, конфискации и использования алкогольной продукции и этилового спирта, находящихся в незаконном обороте» от 20 августа 1997г. № 1056.// Собрание Законодательства РФ, 1997, № 34. Ст. 3991.

22. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых, требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению, в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» от 13 мая 1997г. № 575.// Собрание Законодательства РФ, 1997, №20. Ст.2303.

23.Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» от 29 сентября 1997г. № 1263.//Собрание Законодательства РФ, 1997, №40. Ст.4610.

24. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов» от 23 мая 2000г. №402.// Собрание Законодательства РФ, 2000, №22. Ст. 2316.//№ 23. Ст. 4896.

3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994г. № 7.// Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 1.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г. № 10 // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 3.

3. Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1998 года» от 6 мая 1998 г.// Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998, №9.

4. Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики: некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ» от 25 сентября 1995 г. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, №10.

Похожие работы на данную тему